Гимн любви

Ни в одном месте Священного Писания не раскрывается сущность и свойства христианской любви так, как в 13-й главе 1-го послания апостола Павла к Коринфянам. Поэтому толкователи Священного Писания и называют эту главу гимном христианской любви. В ней апостол сопоставляет христианскую любовь с разными духовными дарованиями и добродетелями и, назвав эту любовь путем превосходнейшим (в конце 12-й главы), с убедительностью разъясняет, насколько она выше всех других дарований и переживаний человека.
«Если я говорю языками не только человеческими, но даже и ангельскими, а любви не имею, — говорит апостол, — то я — медь звенящая и кимвал звучащий» (т. е. подобен бездушным предметам, которые действуют только на внешний слух человека, а не на его сердце). И все высшие добродетели — пророчество, ведение всех тайн, чудотворящая вера и даже подвиги самоотречения и мученичества, без любви — ничто, и только от нее приобретают свою цену.

«Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует» — она делает человека терпеливым, кротким, смиренным и благожелательным во всем. Долготерпение апостол Павел поставил первой причиной всех благ. Долготерпение — это несокрушимое оружие, непоколебимый столп, легко отражающий все напасти. Как искра, упавшая в море, не причиняет ему никакого вреда, но сама тотчас исчезает, так все неожиданное, поражая долготерпеливую душу, скоро исчезает, а ее не возмущает.

«Любовь не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине…» Это — сила, все побеждающая, сила смиренной любви, уничтожающая эгоизм и злобу, гнездящиеся в сердце человека. И эта истинная любовь всегда ищет правды и истины, а не лжи и угодливости. И наконец — «Любовь все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» Ничто не переломит ее — ни испытания, ни муки, ни горе, ни лишения, ни разочарования. И в иной — лучший мир — пойдет она с христианином, и во всей полноте раскроется именно там — когда исчезнут не только дары пророчества и языков, но прекратятся уже вера и надежда. Вера заменится там зрением лицом к Лицу, а надежда станет сбывшейся; одна любовь будет царствовать во веки веков.

Характерно, что большинство определений любви у ап. Павла здесь имеют не положительный, но отрицательный характер, указывают не на то, что любовь делает и что она есть, но чего не делает и что не есть. И, кроме того, ни одно из этих достижений само по себе еще не равно любви, но есть к ней лишь «путь превосходнейший» (1 Кор. 12, 31). Все эти добродетели, которые вбирает в себя любовь, таковы, что они доступны и человеку по природе, по крайней мере как путь, как аскеза, как человеческое усилие. И в ответ на это усилие, искание приходит благодатная любовь Божия.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.