Сущность христианства

Христос — краеугольный камень христианства
Христианство целиком вписывается в одно слово — Христос. Но что это значит? Это жертва, которую совершил Христос ради рода человеческого. Это восприятие на Себя всего естества человеческого, всего нашего повреждения, всего искажения, которое постигло Адама, а затем всех его потомков в силу отпадения от Бога. Христос ради нас стал клятвою (Гал. 3,13) и грехом (2 Кор. 5, 21).

Сущность христианства состоит в Кресте Христовом и Его Воскресении, через которые человечество получило возможность нового рождения, возможность возрождения, восстановления того падшего образа Божия, носителями которого мы являемся. Поскольку по так называемой естественной природе мы не способны к единению с Богом, ибо ничто поврежденное не может быть причастно Богу, то для единения с Богом, для осуществления Богочеловечества необходимо соответствующее воссоздание человеческой природы. Христос восстановил ее в Самом Себе и дал возможность сделать подобное каждому из людей.

Существо христианства не в учении. Если бы это было так, Христос ничем не отличался бы от Будды, Конфуция, Мухаммеда, Заратустры, Пифагора, Сократа или Моисея. Учение мог бы провозгласить Иоанн Креститель. Суть христианства в Жертве Христовой, поэтому Крест и остается символом христианства. Крест, ибо он символ Жертвы, совсем не учение. Учение это то, что необходимо для принятия этой Жертвы Крестной, что сочетается с пониманием этой Жертвы. Мы бы не могли понять этой Жертвы Крестной, если бы нам не было открыто о Боге Троице. То есть учение является вторичным, и Христос, в первую очередь, совсем не Учитель. В первую очередь, Он — Спаситель, а Учитель — во вторую очередь. Поэтому любого другого учителя и основателя религии можно заменить и не важно, кто явился основателем — Мухаммед или Будда или другой какой-то ученик, Моисей или Иисус Навин — никакой разницы. Бог может говорить через каждого. В христианстве, если представить, что Иисуса Христа не было, а учение преподнес, например, апостол Павел, тогда все — христианства нет, потому что Жертва Христова составляет суть христианства.

Распятие. Феофан Грек

Самое важное, о чем говорит христианство и что отличает его от других религий и без чего христианству невозможно быть, является его величайший догмат, выраженный в главнейшем христианском празднике Пасхи, — догмат Воскресения. Христианство говорит не просто о том, что христианская душа соединяется с Богом, что душа будет испытывать те или иные состояния. Оно утверждает, что человек — это душа и тело, это единое духовно-телесное существо, и обожение присуще не только душе, но и телу. В обновленном человеке все изменяется — душа, ум, чувства и само тело.

Христианство говорит о воскресении как факте, который последует за Воскресением Христовым. Каждый, кто Христов, не может не воскреснуть. Можно вспомнить, насколько вызывающе прозвучала в ареопаге проповедь апостола Павла о Воскресении. Мудрецы восприняли ее как сказку, фантазию. Но христианство утверждает это в качестве одного из центральных своих догматов. Весть о Воскресении пронизывает христианское сознание на протяжении всех 2000 лет. Величайшие святые, достигшие озарения Божия и просвещения ума, утверждали со всей силой и категоричностью эту истину. Она уникальна в истории религиозного сознания человечества.

Бог — Любовь и только Любовь
Христианство утверждает, что Бог есть любовь. В других религиях то высшее, чего достигло религиозное сознание в естественном порядке, есть представление о Боге как о праведном, милостивом судии, справедливом, но не более. Христианство утверждает нечто особенное: что Бог есть любовь и только любовь. К сожалению, это христианское понимание Бога с трудом находит себе путь к сознанию и сердцу человека. Бог-любовь никак не воспринимается «ветхим» человеческим сознанием. Тем более, что образ Бога-судии встречается и в Евангелии, и в посланиях апостольских, и в святоотеческих творениях. Но какова специфика употребления этого образа? Он имеет исключительно назидательно-пастырский характер и относится, по слову святителя Иоанна Златоуста, «к разумению людей более грубых».

Как только вопрос касается изложения существа понимания Бога, мы видим совершенно другую картину. Утверждается с полной определенностью: Бог есть любовь и только любовь. Он неподвластен никаким чувствам: гневу, страданию, наказанию, мести и т. д. Эта мысль присуща всему Преданию Церкви. Вот, например, высказывание преподобного Антония Великого: «Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благосклонным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако, как Он, будучи таков, о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на сие надо сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит. Вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым».

В естественных религиях это было немыслимо. И хотя две тысячи лет существует христианство, даже среди христиан это не достаточно легко воспринимается. Ветхий, страстный человек, господствующий в нашей душе, ищет земной правды, карающей злодеев и награждающей праведников, и потому величайшее откровение Божие о том, что Бог есть любовь и только любовь, никак не принимается человеческим сознанием. По любви и только по любви, а не для «удовлетворения» так называемой Правды Божией, не для «выкупа» Бог послал и Сына Своего Единородного. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Природа человека с точки зрения христианства

Христианство утверждает очень неприятную для человека вещь, поэтому христианство не так часто принимают искренно, большей частью принимают по обычаю, а искренно, с полным пониманием принимают не так часто. Вот одна из причин. Христианство утверждает, что человек создан Богом. Многие религии это признают с удовольствием и говорят, что он создан прекрасным. Но дальше христианство утверждает, что в силу грехопадения природа человека глубоко изменилась, если сказать мягко, если сказать сильнее — природа человека поражена в корне. Она стала смертной, и то, что мы видим проявление смерти в обычной жизни, на самом деле это есть ничто иное, как только видимое выражение той пораженности человеческой природы, которое в целом произошло в человеке. Называется это поражением, повреждением, искажением — различными терминами. В богословии употребляется термин «первородный грех». Речь идет в данном случае не о грехе как акте, совершенном прародителями, а как о том состоянии, в которое впала наша человеческая природа в результате отпадения от Бога.

Христианское вероучение говорит, что произошло расщепление свойств души человека на самостоятельно функционирующие части. В частности, говорят о трех главнейших частях: ум, сердце и тело. Григорий Богослов, Симеон Новый Богослов и многие другие отцы Церкви указывают чаще всего на это, хотя Василий Великий пишет, что человеческая природа оказалась раздробленной на тысячи частей. Все раздроблено. Но основных компонентов — три, иногда выделяют два: духовное и физическое, или: душа и тело.
Каждый знает, что страсти полностью омрачают нашу жизнь, полностью ее губят: кажется, все у человека хорошо, но нет, он завидует и страдает, тщеславится (его не хвалят) и страдает. Вместо того, чтобы есть на здоровье, человек объедается и мучается от этого. В таких ситуациях можно спросить, где же у человека ум?

Самым безумным оказывается самое умное существо. Можно привести много подобных примеров. Все они свидетельствуют об одном: о поразительном безумии человеческого ума, о поразительной бессердечности человеческого сердца, об удивительной издевке нашего тела над нашим умом, над нашей совестью. Действительно, как щука, рак и лебедь оказались наши ум, сердце и воля.

Речь идет здесь не о личностном грехе, а о пораженности природы. И вот христианство говорит, что каждый из нас, каждый из людей, являясь носителем этой пораженности, не способен изменить ее. Можно скрыть, можно что-то украсить, но на время, на долгое, может быть, время, но все это живет во мне: если я сейчас не раздражаюсь, это не значит, что через мгновение я не окажусь совсем другим человеком.

Исцеление и обновление природы человека

Из взгляда на природу человека вытекает другая особенность христианства. Эта особенность касается существа духовной жизни человека. Христианство всецело устремлено на исцеление души и, как следствие — достижение блаженства и рая.

В христианстве «дела» открывают человеку его истинное состояние — состояние глубочайшего повреждения и падения: с какой стороны ни прикоснись ко мне — я весь болен. Только в сознании этой немощи у человека возникает правильная духовная сила. Тогда становится человек силен, когда Бог входит в него. «Сила Моя в совершается немощи» (2 Кор. 12, 9). Только через познание себя — какой я есть на самом деле — в человека входит Господь, и тогда действительно человек приобретает силу. Более того, христианином человек становится только тогда, когда увидит, что не может избавиться от мучающих его страстей, грехов.

В человеческом сознании постоянно идет борьба между ветхим и новым человеком. Не что-то тварное получает обновленный человек, он получает Самого Бога! Обожение — так именуется наш идеал. Оно есть теснейшее единение человека с Богом, есть полнота раскрытия человеческой личности, есть то состояние человека, когда он становится поистине сыном Божиим, Богом по благодати.

Но в любом случае не розовые очки и не «мудрость» страуса, зарывающего голову в песок при неизбежной опасности, спасает человека от мира страстей (т. е. страданий), живущих в душе, но лишь мужественный и честный взгляд на самого себя, на свои так называемые силы и осознание своей глубокой духовной нищеты открывает истинное спасение и истинного Спасителя — Христа, в Котором заключено все благо вечной жизни.

Для исцеления человека, изменения этой ситуации требуются силы не человеческие, а сверхчеловеческие. Если Божество не придет и не поможет нам избавиться от этой наследственной болезни, то человечество ожидает гибель, речь идет не о просто телесной гибели, а гибели духовной. Кто может избавить меня от страстей? Что сделать, чтобы не завидовать? Легко сказать: «не завидуй», а как я могу не завидовать, если кого-то наградили, а меня — нет. Как тут не будешь завидовать, легко это все сказать, а трудно сделать. Так вот первое, из чего исходит христианство — это из понимания человеком настоящего его состояния как существа поврежденного. Отсюда проистекает главнейший христианский догмат, который выражает все существо христианства и на котором христианство стоит и без которого христианства просто нет. Христианство утверждает, что Христос Богочеловек есть никто иной, как Бог, Бог Слово, или Сын Божий. Он воплощается, т.е. принимает на Себя, человеческую природу, больную, смертную. И через страдания, через смерть и воскресение восстанавливает эту человеческую природу в Самом Себе. Это восстановление в Самом Себе имеет колоссальные последствия для всей последующей жизни человечества, ибо открывается возможность, которой не было у человечества до того времени. Открывается возможность духовного рождения каждому человеку — понимающему кто он, принимающему Его — получить семя новой жизни в самом себе.

Если наше настоящее состояние, глубоко болезненное и смертное, явилось, так сказать, естественным следствием грехопадения первых людей и мы рождаемся в нем без всякого нашего на то согласия, нашей воли и нашего произволения, то рождение новое, духовное рождение, сопряжено с сознанием и волей человека, сопряжено с его личностью, с его личным обращением и тем, что он признает как истину. И только если он признает во Христе истину, если он увидит в Нем Спасителя, тогда может совершиться духовное рождение. Тогда начинается в человеке процесс возрождения, процесс духовного восстановления, процесс той жизни, которая дает возможность приобщения человека к истинному благу.

Человек всегда стремится к благу. Если использовать термин более распространенный, человек всегда стремится к счастью. Вот это благо, счастье, блаженство в религиозном лексиконе часто именуется Царством Божиим. По Евангелию, Царство Божие находится внутри человека.

Христианство, говоря о вечной жизни и говоря о Христе как источнике этого бессмертия, открывает человеку дорогу к источнику блага, к источнику счастья, которое заключается вовсе не в ценностях этого мира, ибо они преходящи.

Христианство уникально в том смысле, что говорит совершенно о другом характере понимания и самого счастья, и средств его достижения. Христианство предупреждает каждого человека: смотри на себя, знай, что твоя природа больна. Знай, не доверяйся всем своим мыслям. Единственное правило, которое ты должен исполнять, — относись к другому человеку так, как говорит Евангелие, этим самым ты поступишь правильно. Этим самым ты взрыхлишь почву в душе своей, на которой могут произрасти плоды того блага, к которому стремится каждый человек. Вот в чем вся суть христианства. Однако же, очень много существует неверных трактовок христианства. Об основных ошибочных восприятиях христианства речь пойдет дальше.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.