Что значит быть христианином?

Быть христианином, в каком-то отношении, очень просто. Христианин — это ученик и друг Христов. Эти понятия смежные, но есть между ними и различие. С одной стороны, мы ученики Христовы, Его последователи, и мы должны учиться от Него через Евангелие тому, во что Он верит, тому, чему Он учит.

Во что же верит Христос? Бог верит в человека. Это очень важный момент в христианской жизни: вместе с Богом верить в человека, начиная с себя самого. Быть учеником Христа — это значит верить в человека, начиная с себя, и относиться так ко всем другим. В каждом человеке есть свет, есть добро. Свет во тьме светит. Тьма не всегда этот свет принимает, но она не в состоянии заглушить или потушить его. Свет имеет самобытность, силу, жизнь, тогда как тьма — отсутствие всего этого. В этом отношении необходимо в человека верить. Кроме того, в Евангелии мы находим много указаний на то, каким образом мы можем осуществлять свою веру в человека вместе с Богом, как можем вместе с Богом надеяться до последнего мгновения жизни на то, что даже преступник может вырасти в меру достоинства своего человеческого звания. Случается, что человек живет недостойно в течение всей своей жизни, но оказавшись лицом к лицу с возможностью, более того, с уверенностью в том, что ему грозит смерть, опомнится и станет совершенно другим человеком. Человек может прожить преступником, а умереть праведником. Об этом косвенно свидетельствует преподобный Серафим Саровский. Он говорит, что начало жизни, годы детства и конец жизни большей частью спокойны, светлы и хороши, но в середине жизни бывает сплошная буря. С этим мы должны считаться, когда думаем о себе и о других.

Часто мы слышим: чтобы быть христианином, надо выполнять заповеди Христовы. Конечно! Но заповеди Христовы — это не приказы: надо прожить так, прожить этак; и если не проживешь таким образом, то будешь наказан. Нет, заповеди Христовы — это Его стремление образно нам показать, каким был бы каждый из нас, если бы стал настоящим, достойным человеком. Заповеди Христовы — это не приказ, это откровение о том, какими мы призваны быть, можем быть, следовательно, и должны быть.

Апостолы

В предельном отношении, единственный наш наставник — Христос; Он Сам об этом нам говорит: Я — единственный ваш Наставник, Я — единственный ваш Учитель. И поэтому когда Христос дает нам заповедь, Он нам не только указывает, чтo делать; Он нам говорит: вот так поступил бы естественным движением сердца, убежденностью ума, стройностью всего своего существа человек, который духовно целен и здоров. И чтобы вырасти в эту меру цельности, надо начать с того, чтобы учиться, как поступать, как думать, как чувствовать, на примере своего Наставника. Но «оправдать» себя тем, что, поступая определенным образом, я бываю «прав» перед Богом, нельзя, потому что «правым» человек не бывает; и не потому, что он никогда не может оправдаться, а потому что не в этом дело: заповедь нам дана, чтобы мы могли вырасти в новую меру понимания и в новые измерения жизни.

Поэтому, когда мы говорим о христианской жизни, речь не идет о том, чтобы в Евангелии или в Новом Завете найти все правила, какие были указаны Спасителем Христом, апостолами, и их выполнять. Ведь можно механически выполнить правило, к которому ты душой никаким образом не приобщен. Христос даже говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21).

Вся жизнь христианская заключается в том, чтобы стать подлинно, истинно человеком. Христос — Бог, ставший человеком и явивший нам, что значит быть человеком в полном смысле слова. Мы только на пути к тому, чтобы стать людьми, человеками. И каждый должен находить свой путь, и это очень важно. Невозможно взять лист бумаги и написать на нем все то, чего от нас ожидает или требует Господь. Потому что не каждый способен выполнить все, и не каждый призван ко всему, что указано в Евангелии: один призван к браку, другой — к безбрачию; один призван к слову, другой — к молчанию; в 12–13 главах 1-го Послания к Коринфянам сказано о том, что Дух един, а дарования различны. И святой Серафим Саровский указывает: чтобы жить духовно, чтобы вырасти в настоящую меру человека, каждый должен выбрать то, что, как он говорит, «ему приносит прибыль». У одного человека сердце открывается, жизнь вырастает в полную меру через благотворительность, через милосердие; у другого — через молитву; у третьего, четвертого, пятого — через другие действия и дарования. И поэтому нельзя прописать всем одинаковый путь.

Подвиг духовной жизни заключается в том, чтобы никогда не оставаться косным. Подвижник — это тот, кто постоянно во внутреннем движении, не беспорядочном, а целеустремленном движении. И чтобы дать возможность тому, что мы уже знаем о жизни, о Боге, о правде, об истине, о святости, стать реальностью, надо очень много бороться; надо перебороть очень многое в себе для того, чтобы путь Христов был гладок, чтобы он был прям. Об этом говорят все подвижники, указывают, как поступать, что делать; об этом говорит Церковь в своих богослужениях, говорят об этом те молитвы, которые мы читаем постоянно — утром, вечером, в разных случаях нашей жизни.
В наше время нам не грозит смерть или опасность в такой мере и так постоянно, как в первые века христианства. Но перед нами постоянно ставится вопрос: ты со Христом или против Него? Если ты даже в самых мелких вещах готов лгать, готов обманывать из трусости, ради выгоды, — ты не ученик Христа. Если ты готов забыть нужду другого человека, потому что тебе не выгодно и это требует от тебя усилий, которые ты не готов приложить, — ты не ученик Христа. Быть учеником Христа — это вовсе не означает необходимости совершать все время героические поступки. Достаточно героически совершать добрые мелкие поступки изо дня в день; иметь мысли чистые, которые достойны были бы той любви, какую Бог по отношению к тебе имеет; иметь правоту жизни сколь только это возможно, даже в опасности, даже при риске для жизни: не стыдиться своего звания христианина.

Христианин — это также тот, кто смотрит на Христа глазами апостолов. Дело в том, что на Христа можно смотреть по-разному. Можно смотреть глазами апостола Иоанна, а можно — глазами Иуды или Понтия Пилата… Пилатовский взгляд на Христа представлен в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это взгляд холодного равнодушия. Есть и корыстный Иудин взгляд на Христа. Есть возмущенный взгляд фарисеев, которые не могут допустить, чтобы в их уютно-регламентированный мирок вторгся Кто-то Свободный и Властный. Есть ненавидящий взгляд саддукеев, которым противны и непонятны проповеди об ином мире: их бог должен раздавать свои блага здесь и сейчас, в этом мире; он уже наградил саддукеев даром власти, и иных даров они не ждут. Есть взгляд толпы, которая требует чудес и политических переворотов, а не получив их, разочаровывается и кричит: «Распни, распни!» Есть взгляд тех людей, о которых Христос сказал: «Вы ищете Меня… потому, что… насытились» (Ин. 6, 26), — взгляд людей, о которых святитель Димитрий Ростовский позднее скажет: «Поискал Иисуса не ради Иисуса, а ради хлеба куса». Они приходят в храм только для того, чтобы решить свою житейскую проблему: свечку поставить перед операцией, перед экзаменом… Этим людям нужно чудо. Из какого источника оно придет — им неинтересно. Им все равно, в какой храм идти или какому богу ставить свечку…

Но христианин — прежде всего тот, кто смотрит на Христа глазами апостолов. Почему это так важно? Потому что главное открывается не равнодушному взгляду, не потребляющему, не ненавидящему, но любящему. Апостолы любили Христа, и потому их любящее свидетельство для нас так важно.
Кроме того, апостолы дали убить себя за то, что они говорили о Христе. Б. Паскаль, замечательный французский мыслитель XVII века, однажды сказал так: «Я верю только тем свидетелям, которые дали перерезать себе глотку». Апостолы относятся к числу именно таких свидетелей. Греческое слово «мартирос» («свидетель») на русский язык переведено как «мученик». И апостолы шли путем мученического свидетельства.

В русском языке есть выражения «подлинная правда», «подноготная правда». Они пришли в язык из тех времен, когда на суде свидетелей подвергали испытаниям, прежде чем поверить их свидетельствам. Ты говоришь, что видел, как обвиняемый совершил преступление? Но, может, у тебя есть корыстный мотив, может, ты просто клевещешь? Готов ли ты свои слова, от которых зависит жизнь другого человека, подтвердить своей собственной болью? И свидетеля подвергали пытке. Страх этой возможной боли («подлинная правда» означала правду, сказанную под «линем», под кнутом) резко уменьшал число любителей посутяжничать. А апостолы своей собственной болью подтвердили, что свидетельствуемое ими — это всерьез. Нынешние любители сенсационных версий о жизни «неизвестного Иисуса» за свои домыслы получают гонорары, а апостолы получали удары камнями…

Но тогда возникает вопрос: а как познакомиться со взглядом апостолов, где тот взгляд выражен? Самый краткий ответ — в текстах Священного Писания. Воспоминания апостолов, их опыт встречи со Христом, переживание ими тайны Христа собраны в книгах Нового Завета.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.