Воля Божия в жизни человека

Перед каждым христианином встают вопросы: какова же воля Божия в той или иной жизненной ситуации? Как следует поступить, чтобы не нарушить заповеди Божии, чтобы не было стыдно и совесть не мучила? Как узнать волю Божию и правильно поступить в конкретной ситуации?

Следует сказать, что если человек наполнен божественной любовью, исполнен даров Духа Святого, то видение воли Божией в жизненных ситуациях является для него естественным, не представляет собой даже вопроса, проблемы. Точно также как любой взрослый человек, в отличие от детей, понимает, что нельзя отбирать чужую вещь, так и духовно зрелый человек имеет четкое понимание, как правильно поступить в той или иной ситуации. Как правило, мы не являемся духовно зрелыми, поэтому нуждаемся в помощи для определения, как правильно поступить или правильно себя вести с тем или иным человеком. Что же может нам в этом помочь?

Первое, чему мы должны научиться — это принимать всю свою жизнь: все ее обстоятельства, всех людей на нашем жизненном пути. Пока мы не примем нашу жизнь, все без остатка ее содержание как от руки Божией, мы не сможем освободиться от внутренней тревоги, от внутреннего плена и от внутреннего протеста. Как бы мы ни говорили Господу: «Боже, я хочу творить Твою волю!» — из глубин наших будет подниматься крик: «Но не в этом! Не в том!.. Да, я готов принять ближнего моего, — но не этого ближнего! Я готов принять все, что Ты мне пошлешь — но не то, что Ты на самом деле мне посылаешь…» Как часто в минуты какого-то просветления мы говорим: «Господи, я теперь все понимаю! Спаси меня, любой ценой меня спаси!..» Если бы в этот момент перед нами вдруг предстал Спаситель или послал ангела Своего или святого, который грозным словом нас окликнул, который требовал бы от нас покаяния и изменения жизни, мы это, может, и приняли бы. Но когда вместо ангела, вместо святого, вместо того, чтобы Самому прийти, Христос посылает нам ближнего нашего, причем такого, которого мы не уважаем, не любим, и который нас испытывает, который ставит нам жизненно важный вопрос: «А твое покаяние — на словах или на деле?» — мы забываем свои слова, свои чувства, свое покаяние и говорим: «Прочь от меня! Не от тебя мне получать наказание Божие или наставление, не ты мне откроешь новую жизнь…» И проходим мимо и того случая, и того человека, которого нам послал Господь, чтобы нас исцелить, чтобы мы смирением вошли в Царство Божие, понесли бы последствия нашей греховности с терпением и готовностью все (как мы сами говорили) принять от руки Божией. Если мы не примем нашей жизни от Божией руки, если все, что в ней, мы не примем как от Самого Бога, тогда жизнь не будет нам путем к вечности; мы все время будем искать другого пути, тогда как единственный путь — Господь Иисус Христос.

Закхей на дереве

Если человек не примет своей жизни, ее обстоятельств и людей, то это будет большим препятствием к тому, чтобы жить по воле Божией. Например, довольно часто родители не могут принять рождение ребенка-инвалида. Из-за этого рушатся семьи, становится несчастной семья и ближние вокруг. Если бы в таких ситуациях происходило человеком принятие данных жизненных обстоятельств, то через трудности, в борьбе за здоровье ребенка и счастье семьи люди бы возрастали в любви, духовно укреплялись и становились бы сильными личностями.

Принятие своей жизни — это лишь первая ступень на пути к Богу. Как было изложено выше, принятие своей жизни не следует путать с нежеланием что-либо в ней менять, иначе этим мы полностью перечеркнем покаяние, любую борьбу за жизнь по воле Божией и христианский подвиг, но предадимся лени и унынию.

Волю Божию мы узнаем из Священного Писания и Священного Предания. В откровении Божием есть заповеди, указания, как следует вести себя с ближними и даже с врагами. Но не всегда заповеди и повеления Божии нам могут быть понятны, поэтому Церковь сохранила поучения и толкования святых отцов. Жития святых, духовный опыт христиан может нам помочь в распознавании воли Божией в своей жизни, потому что их жизнь и опыт являются примерами для нашего пути следования за Христом.

Кроме этого, молитва — общение с Богом — помогает познавать Его волю. Искренняя молитва к Богу — совершенно естественный для христианина способ познания Бога. Не всегда Бог отвечает на молитву сразу же. Может пройти некоторое время, и проблема разрешится. Особенно если мы просим у Бога таких даров, например, как терпения или мудрости, желаемое мы можем получить тогда, когда станем способными, готовыми принять эти дары.

Совесть также подчас подсказывает, правильно ли мы поступаем. Апостолом Павлом сказано: «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон, они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их…» (Рим. 2, 14-15). Хотя совесть у человека находится в замутненном состоянии, однако полностью отрицать действие совести в человеке также не следует. Необходимо также отличать совесть своей души от навязанных извне наборов правил, схем, ложного стыда, которые могут быть мало связаны с волей Божией. Например, если жену избивает муж, некоторые женщины могут думать, что в данных ситуациях надо терпеть и никому не говорить. Могут приписывать это терпение воле Божией, помогая лишь этим мужу совершить убийство или причинение тяжелого вреда здоровью. В некоторых жизненных вопросах могут помочь и более духовно опытные люди, для которых в некоторых ситуациях может быть очевидным, как следует поступить по воле Божией.

Желая знать волю Божию о себе, необходимо честно себе ответить: действительно ли мы хотим знать Его волю? Хватит ли у нас смелости и желания поступить по Его воле? Ведь далеко не всегда исполнение воли Божией связано с радостью, оно может быть связано с крестом, смирением и терпением. Но о том, что христианину все же следует стремиться знать волю Божию, свидетельствует апостол Павел: «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога…» (Кол. 1, 9-10).

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.