Жизнь Церкви в I веке

Святые жены-мироносицы разошлись также по всем странам, проповедуя Христово Воскресение. По преданию, св. Мария Магдалина была в Италии и передала императору Тиверию красное яйцо, как символ воскресения из мертвых.

Три другие жены-мироносицы, Марфа и две Марии, во время преследования христиан иудеями, по преданию, высадились на юге Галлии и проповедовали там Христа.

Великие святые I века

Распространение христианства апостолами было продолжено их ближайшими преемниками и самими христианскими общинами. Известна проповедническая деятельность:

Климента, третьего епископа Римского, который правил римской общиной до 100 года. Он был схвачен по приказу имп. Траяна и отправлен на тяжкие работы в каменоломнях в Крым, где продолжал свои апостольские труды, построил храмы и крестил много ссыльных. Он был брошен с камнем на шее в Черное море. (Память 8.12 н.ст.).

Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского. Он был учеником ап. Иоанна Богослова и часто посещал Божию Матерь. Будучи епископом, он много лет ревностно управлял своею паствою. По приказу имп. Траяна он был отвезен на мучение в Рим. По дороге он посетил ряд малоазиатских церквей и написал им послания, которые читались в древней Церкви в храмах. Св. Игнатий был растерзан зверями в Колизее в 107 году. (Память 2.01 н.ст.).

Гонения на христиан от иудеев

Первыми гонителями христиан были иудейские власти, которые убеждались, что простой народ внимал проповеди апостолов и присоединялся к христианской Церкви. С 37 года Ирод Агриппа, внук Ирода Великого, начал гонение на христиан. Жертвой этого гонения стал ап. Иаков Зеведеев. Такая же участь готовилась и ап. Петру. Но ангел Божий вывел его ночью из темницы. В 58 году иудейские власти хотели убить ап. Павла, но правитель Фест исполнил просьбу апостола отправить его в Рим, как римского гражданина, на суд кесаря. В 62 году первосвященник Анан, присвоив себе верховную власть, приказал побить камнями ап. Иакова Праведного.

С 67 по 70 год происходило восстание иудеев против римского владычества. В 70 году, при имп. Веспасиане, Иерусалим был осажден римлянами и разрушен. Множество иудеев погибло, множество же было рассеяно по другим странам или отведено в рабство. Еще до начала осады христианская община, чудесным образом предупрежденная о неминуемой гибели города, покинула Иерусалим и переселилась во главе с апостолом в сирийский город Пеллу. Это было окончательным разрывом между христианством и национальными интересами иудейского народа. Поэтому гонения на христиан со стороны иудеев после этого вскоре усилились. Рассеявшиеся в римских областях иудеи доносили правительству Рима на христиан, как на людей вредных для общественного блага, и содействовали в поиске их.

В первое время язычники греко-римской империи не отличали христиан от иудеев, вследствие чего христиане поначалу пользовались терпимостью. Когда же, с увеличением их числа, выяснилось различие между ними, языческое общество отнеслось к ним крайне враждебно. В дальнейшем римское правительство различало религии покоренных народов: дозволенные и недозволенные. Христианство признавалось недозволенным. А быстрое распространение христианства стало опасным для национальной римской веры – язычества. Начались жестокие гонения, продолжавшиеся в течение двух с половиной веков.

Гонения на христиан со стороны языческих императоров в I веке

До имп. Нерона (54-68 г.) гонения были частные и случайные. Первое настоящее гонение началось при нем. Поводом для гонений послужил пожар Рима. Нерон сложил всю вину на христиан. Было схвачено множество христиан. Их одевали в шкуры зверей и травили собаками, распинали на крестах, обливали горючими веществами и сжигали по ночам вместо факелов для освещения садов Нерона. Преемники Нерона, императоры Веспасиан (69-79) и Тит (79-81), оставили христиан в покое.

При Домициане (81-96), враге христиан, вызван был в 96 году в Рим из Ефеса св. ап. Иоанн Богослов. Домициан приказал ввергнуть его в котел с кипящим маслом. Когда святой остался невредимым, он сослал его на остров Патмос. При Домициане св. Антипа, епископ Пергамский, был сожжен в медном быке.

Император Нерва (96-98) возвратил из заточения всех сосланных Домицианом, в том числе и христиан. Но при нем христианство оставалось недозволенным.

Жизнь первых христиан

Собирались первые христиане под вечер после окончания работы, главным образом в день Воскресный, в противоположность иудеям, собиравшимся на молитву в субботу. Сначала устраивалась общая трапеза, называвшаяся агапой (общением любви), а после нее общая молитва. Вскоре молитвенная часть собрания была перенесена на начало.

О первых христианских богослужениях сохранилось мало сведений. Самые древние молитвы находятся в книге под названием “Дидахи” или учение апостолов. Она была составлена в конце первого или в начале второго века как краткое наставление в вере для обращающихся в христианство.

Самым торжественным моментом в жизни христианской общины было принятие новых членов через крещение, сопровождавшееся первой для них Евхаристией, участием в таинстве причащения. Поэтому древнейшие чины литургии или связаны с крещением, или являются праздничным воскресным богослужением.

Во главе общин еще в апостольское время стояли епископы. Права и обязанности епископа точно определены в памятниках конца I и начала II века. Св. Игнатий Богоносец в послании к Церкви Смирнской говорит: "Следуйте все за епископом, как Христос за Отцом, следуйте за пресвитерами, как за апостолами, диаконов же уважайте, как Закон Божий… Да не сделает кто чего-либо, касающегося Церкви, вне епископа. Только та Евхаристия почитается законной, которая совершается епископом или тем, кому он поручил. Не разрешено вне епископа ни крестить, ни совершать вечер любви, но все, что одобрит он, угодно Богу. Всякий, кто почитает епископа – угоден Богу. Кто делает против епископа, служит диаволу”.

Пресвитеры были ближайшими помощниками епископа в совершении таинств и деятельно участвовали в жизни Церкви, а также возглавляли по поручению епископов отдельные общины.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.