Жизнь Церкви во II веке

Дальнейшее распространение христианства

Во II веке появляются два новых церковных центра. Первым из них был Лион, где утверждается восточная, Иоанновская традиция с греческим языком через епископов Пофина и Иринея, учеников Поликарпа Смирнского.

Вторым новым центром был Карфаген, около современного Туниса. К 180 году в его области уже было 70 епископских кафедр. Карфагенская Церковь в конце века впервые внесла в христианскую мысль и богословие латинскую терминологию, что имело впоследствии очень большое значение для выражения двух различных христианских мировоззрений: восточного и западного.

Рим во II веке оставался старшей и авторитетнейшей из апостольских общин, но не претендующей еще на главенство.

Христианские общины были настолько крепки духом и организованы, что могли способствовать распространению христианства. Особенно влияла на рост христианства высоконравственная жизнь христиан. Св. Иустин Философ, писатель ІІ века, говорит об этом так: “Мы можем представить вам многих, которые обратились к вере потому, что или по соседству видели степенность христиан в обыкновенной жизни, или во время путешествия были свидетелями их терпения среди всякого рода неприятностей, встречавшихся на дороге, или узнавали их лучше, ведя с ними дела”.

В своих трудах Иустин Философ дал много подробностей о том, как молились христиане в его время. Общая схема богослужений та же, что и в наше время: пение псалмов, чтение отрывков из Священного Писания Ветхого и Нового Завета, проповедь, общая молитва, лобзание мира, приношение хлеба и вина, молитва над ними и освящение их, причащение и благодарение.

Гонения на христиан со стороны языческих императоров во II веке

При имп. Траяне (98-117) потерпели, в числе многих христиан, свт. Фока, еп. Синопский (память 5.10 н.ст.), равноап. Фекла, ученица ап. Павла, которая была первой отшельницей (память 7.10 н.ст.); св. Симеон, еп. Иерусалимский, 120-летний старец, преемник по кафедре св. ап. Иакова (память 10.05 н.ст.).

Имп. Адриан (117-138) гонения продолжал, но он принял меры для обуздания неистовств толпы против христиан.

 Преемник Адриана, Антонин Пий (138-161) продолжал его политику в отношении христиан.

При сильных гонениях в царствование Марка Аврелия (161-180) принял мученическую смерть в Риме св. Иустин Философ (память 14.06 н.ст.) и его ученики. В Смирне был замучен св. Поликарп, еп. Смирнский. Он был сожжен на костре язычниками и иудеями. Когда костер был зажжен, пламя вздулось и окружило мученика наподобие сияния. Видя, что пламя не действует, один из исполнителей казни поразил св. Поликарпа мечем. Тогда кровь из его тела полилась в таком количестве, что погасила пламень костра. (Память 8.03 н.ст.).

Сын Марка Аврелия Коммод (180-192) не продолжал политики отца в отношении христиан.

Ересь гностицизма

Уже ап. Иоанн Богослов опровергал учение гностика Керинфа, но только во II веке гностицизм (“гнозис” в переводе с греческого – познание) получил свое полное развитие.

Первым крупным гностиком был Василид, распространявший свое учение в Александрии около 125 года. Он поставил вопрос о происхождении зла и утверждал, что не бывает страдания без причины. Отсюда его отрицание Голгофской жертвы и искупления.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.