Жизнь Церкви во II веке

Валентин продолжал развивать и углублять учение Василида. Он проповедовал в Риме между 136 и 165 годами, распространяя учение об Эонах и о Божественной мудрости Софии. Христос и Дух Святой, по его утверждению, Эоны (высшие духовные существа).

Птоломей и Ераклион, ученики Валентина, учили о среднем божестве между злом и добром – Демиурге. Излюбленным местом был для них рассказ о Самарянке. Бог дух, по их толкованию, это Бог-Добро; Бог, поклоняемый в Иерусалиме, Демиург; Бог самарян, бог зла – диавол. Люди делятся на три категории: духовных, душевных и материальных.

Гностики разделились в течение века на множество школ и сект. С ними боролись св. Ириней Лионский, Климент Александрийский и Тертуллиан.

Ересь маркионизма

Основатель учения Маркион считал, что Церковь должна была отказаться от Ветхого Завета вместо того, чтобы принять его. В 144 году Маркион основал свою анти-церковь и опубликовал свое лже-евангелие, которое назвал “Антитезой”. В ней он старался доказать, что Бог евреев – не Бог христиан, что между Ветхим и Новым Заветом существует противоречие (антитеза). Из Нового Завета он оставлял только Евангелие от Луки и часть посланий ап. Павла, которые толковал по-своему. Строгий аскет и человек примерной жизни, Маркион повсюду имел исключительный успех, и Церкви пришлось усердно с ним бороться. Его последователи век спустя соединились с другим антихристианским учением – манихейством.

Монтанизм (секта лжепророков)

Согласно учения монтанизма, первое место в религиозном служении должно быть дано пророчеству и личному вдохновению. Уже ап. Иоанн Богослов предупреждал о ложных пророках и указывал на признаки ложных духов, но пророчество всегда имело в Церкви большое значение, так же, как и вера в близкое пришествие Спасителя. Еще в апостольское время были случаи личного религиозного откровения, а потому трудно было для людей неопытных отделить истинное пророческое учение от ложного.

Проповедник Монтан объявил себя “Параклетом”, утешителем. Его учение распространилось по всей империи, захватило Галлию и Рим, где были основаны общины монтанистов, “духовных христиан”, отрицавших Церковь и следовавших только своему личному вдохновению.

Церковь боролась с ними очень решительно, созвала против них первые соборы и вскоре преуспела, но в начале III века в монтанизм был увлечен апологет христианства Тертуллиан, который сделался упорным врагом Церкви.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.