Жизнь Церкви в III веке

В  течение ІІІ века пределы Церкви еще зачительнее расширились. Проповедь христианства захватила не только всю Галлию и Испанию, но и часть Англии, где к концу века существовали уже три епископские кафедры: в Лондоне, Иорке и Линкольне. Христианство распространилось и за Рейном в области, населенные германскими народами, а на востоке святитель Григорий Неокесарийский положил начало христианской проповеди среди готов (германского племени), вторгшихся в Малую Азию.

В ІІІ веке началось размежевание Востока и Запада сперва из-за во-просов о власти Римского епископа, а в конце века вследствие разделения Империи на две части. В 217 году, после смерти еп. Римского Зефирина, часть римской общины избрала ему в преемники диакона Каллиста, который был последователем еретического учения монархиан.

Ипполит, пресвитер Римской Церкви, обличитель ереси, был тоже избран епископом, и в течение 18 лет в столице было два возглавителя. Сторонники Каллиста считали, что всякий, кто не состоит в общении с Римским епископом, является схизматиком и исключил себя из церковного общения. Сторонники Ипполита, наоборот, полагали, что Римский епископ постольку является выразителем церковной традиции, поскольку находится в общении с другими епископами Поместных Церквей. Раскол в Римской Церкви прекратился в 235 году, когда оба епископа, св. Ипполит и преемник Каллиста св. Понтиан, приняли мученический венец. Авторитет св. Ипполита, защитника православия, настолько возрос на Востоке, что его главное сочинение “Апостольское Предание” было принято, как руководство, многими Церквами.

Богослужение в ІІІ веке

Книга св. Ипполита “Апостольское предание” действительно является важнейшим памятником православной литургики, в котором дан не только чин литургии, но и таинств, и указаны правила жизни христиан. Св. Ипполит строго отделял Литургию (Евхаристию) от агап (братских трапез). Он дал не полный чин богослужений, но их главнейшие части, которые потом вошли в позднейшие чинопоследования. Начало евхаристического канона вошло целиком в Литургию Василия Великого и Иоанна Златоуста: “Господь да будет со всеми вами”; “И со духом твоим”; “Горе имеем сердца”; “Имамы ко Господу”; “Благодарим Господа”; “Достойно и праведно есть…”.

В книге св. Ипполита приводятся молитвы на освящение даров с призыванием Св. Духа, что явилось потом одним из главных предметов спора между Востоком и Западом. (Западное понимание состоит в том, что пресуществление Даров совершается словами Спасителя, а не через освящение Даров Святым Духом). После причащения следовали благодарственные молитвы и отпуст.

Очень подробно изложены чинопоследования таинства священства. Священника рукополагает епископ с участием пресвитеров, а диакона один епископ. Иподиаконы и чтецы избираются епископом, но не рукополагаются.

Борьба Церкви с лжеучениями в ІІІ веке

В  лжеучениях третьего века опасным было то, что многие из них старались оставаться внутрицерковными, хотя и были враждебны Церкви. Они стремились разложить ее изнутри. Одну из таких ересей распространяли адоптиане, отрицавшие божественность Иисуса Христа. Их учение воспринял в середине ІІІ века Павел Самосатский, а в начале ІV века александрийский пресвитер Арий. Другую ересь, отрицавшую троичность Бога, распространяли монархиане.

Манихейство

В середине ІІІ века персидский ученый Мани создал свою обобщающую религию из христианства, дуализма Зороастра и буддизма. Христу он отводил первое место, но самого себя считал последним и совершенным пророком. Мани был прекрасным организатором и повсюду, от Испании до Индии и Китая, основал свои общины, причем соблазнил многих тем, что признавал и Иисуса Христа, и Будду и Зороастра. Поэтому успех новой религии был очень велик. К нему пошли и гностики, и все, жаждавшие религиозного синтеза.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.