Жизнь Церкви в III веке

Манихейство в течение нескольких веков было одним из опасных врагов христианства. Однако книги манихеев уничтожались не только христианами, но и магометанами, и буддистами, и китайскими властями, – все они считали религию Мани одинаково для себя враждебной.

Неоплатоники

Знаменитый греческий философ Плотин (203-270) в середине ІІІ века переселился в Рим и основал там свою философскую школу. После опубликования своего трактата против гностиков, под которыми он подразумевал христиан, Плотин начал борьбу с христианством. Мир, по его учению, без конца и без начала. Самое высшее творение не человек, а солнце и звезды. Мораль – относительное понятие. Все существа перевоплощаются, Божественного провидения не существует, и поэтому человеку не надо искать общения с Богом.

Если Плотин был только противником христианства, то его ближайший ученик и последователь Порфирий (232-304) вступил уже в открытую борьбу с Церковью. Поселившись в Сицилии, он написал там для имп. Аврелиана 12 книг против христиан. Это первое историческое и филологическое опровержение христианской веры. Он выискивал трудные места в Писании и мнимые противоречия в Евангелиях и строил на них свои опровержения, желая этим подорвать в христианах доверие к их священным книгам и доказать язычникам, что Библия сама себе противоречит. Об Иисусе Христе Порфирий писал, что Христос был человек благочестивый; Он Сам не желал, чтобы Его почитали за Бога, но Его последователи будто бы дошли до такого ослепления, что сделали Его Богом.

Еще с большей лживостью выступил против христиан неоплатоник Иерокл, написавший сочинение в двух книгах под названием “Правдивое слово христианам”.

Святые отцы – защитники веры

Больше всего для защиты веры и Церкви против внешних и внутренних врагов сделали святители: Киприан Карфагенский, Дионисий Александрийский, Григорий Неокесарийский, Мефодий Олимпийский и пресвитер Ориген.

Св. Киприан Карфагенский был языческим ритором и знаменитым профессором философии. Обратившись ко Христу, он до самой своей мученической кончины посвятил себя целиком служению Церкви. В 249 году он был избран епископом Карфагенским и очень много сделал для поднятия духовного уровня духовенства и мирян, нравы которых начали падать. Во время гонения Декия, которое показало, что многие христиане готовы были отступать от веры, св. Киприан, чтобы сохранить иерархический строй и порядок, скрылся и некоторое время управлял паствой через послания и увещания. Это вызвало недовольство исповедников, они жаловались в Рим, но и Римская Церковь, и карфагенская паства оправдали отъезд св. Киприана, так как благодаря этому удалось сейчас же после окончания гонений восстановить церковное управление.

В 254 году у св. Киприана возник спор с еп. Римским Стефаном о крещении еретиков. В своем трактате “О единстве Церкви” св. Киприан подчеркивает, что если Римский епископ отходит от общения с другими епископами, то долг остальных епископов его увещать. Решение всех епископов важнее решения одного из них.

В 257 году св. Киприан был по решению суда обезглавлен за исповедание Христа. Его сопровождала на место казни бесчисленная толпа и все духовенство, и своей мученической кончиной св. Киприан привел очень многих ко Христу (память 13.09 н.ст.).

Дионисий Александрийский. Св. Дионисий был с 230 г. во главе дидаскалии, христианского училища в Александрии. Поклонник греческой классической литературы, он постоянно ссылается в своих трудах на древних авторов, опровергая, однако, языческие верования. Св. Дионисий написал толкование на книгу Екклезиаст и трактат против философа Епикура. Избранный в 247 году в епископы, он мудро и осторожно управлял своей паствой во время страшного восстания 248 года и гонения имп. Декия, которое в Египте было особенно жестоким. Св. Дионисий описал его в своих посланиях другим представителям христианских Церквей. Он хотел остаться во главе своей общины, но паства убедила его скрыться, и он, так же, как Киприан Карфагенский, управлял ею издали (память 23.10 н.ст.).

Св. Мефодий Олимпийский. В своем трактате “О Боге, материи и свободной воле” еп. Мефодий первый дал глубокий и полный ответ на волновавший ум вопрос о зле, которое, по его учению, происходит от злоупотребления свободой, данной людям Богом. В своем сочинении “Пир 10 дев” он восхваляет целомудрие, а в трактате “О Воскресении” выступает против Оригена, разъясняя, в чем последний отошел от церковной традиции.

Св. Григорий Неокесарийский. Святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский, происходил из знатной и богатой семьи Понтийской области. В 243 году он и его брат Афинодор были поставлены епископами и сразу занялись проповедью среди населения Малой Азии. Влияние еп. Григория было так велико, что к нему обращались за советом со всех концов, и он своим примером и святостью жизни обратил ко Христу целую область. Он обладал особой силой убеждения. Св. Григорий первый устроил праздник в честь мучеников и построил храм на площади своего города. Во время гонения Декия он, по просьбе паствы, скрылся и продолжал работать тайно. После нашествия готов, он начал проповедовать Христа среди новых пришельцев. Богословие св. Григория имело большое влияние на великих отцов Церкви IV века, и в частности, на свв. Василия Великого и Григория Нисского. (Память 30.11 н.ст.).

Ориген. Особо от отцов Церкви стоит великий учитель и проповедник христианства Ориген, самый влиятельный и в то же время наиболее оспариваемый христианский мыслитель. По происхождению Ориген был египтянином. Родился он в христианской семье. С 218 года по 230 он посвятил себя целиком изучению философских систем и Священного Писания. В Александрии, где были эллинистические школы и жили представители всех языческих учений, необходимо было создать центр христианской науки. Ориген нанял 7 стенографов и несколько секретарей и произвел грандиозную работу толкования Священного Писания. Он сравнивал все тексты Библии, как еврейские, так и греческие, и написал толкование на многие книги Священного Писания. Он отделил те богословские вопросы, которые должны решаться в согласии с апостольской традицией, от тех, которые могут подвергаться свободной критике.

В вопросе о предсуществовании душ и в вопросе о спасении падших Ориген уклонился от церковного предания, и это его учение осуждено Церковью. Но авторитет его, как комментатора Священного Писания был так велик, что его пригласили для преподавания сперва в Аравию, затем в Палестину. Посетил он и Грецию, а по пути в Кесарию он был посвящен в пресвитерский сан без ведома своего епископа Димитрия, который осудил его за это. Осуждение было признано Африкой и Римом, но отвергнуто Востоком. Глубоко потрясенный своим осуждением, Ориген остался в Кесарии и продолжал там свои научные труды. Он был замечательным духовным оратором, и от него осталось свыше тысячи проповедей. В них он проводит строгий идеал христианского воздержания, постоянной внутренней борьбы, молитвы и поста для достижения общения с Богом.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.