Жизнь Церкви в IV веке

Положение Церкви при Константине Великом

Эдиктом 313 года христианская религия, доселе только терпимая, была объявлена государственной, наравне с языческой. Христиане законами Константина в том же году освобождены были от личных повинностей, Церковь от податей. Закон 315 года угрожал сожжением евреям, которые стали бы побивать камнями верующих, сошедшихся для богопочитания. Закон 321 года разрешил делать всевозможные вклады в христианские церкви. В 322 году запрещено было насильно привлекать христиан на языческие празднества.

Хоть Константин Великий тотчас не принял крещения, но уже с 313 года стал по-настоящему христианским государем и делал все, что было в его власти для блага Церкви. Так, вступая в управление восточной половиной империи, в изданном по этому случаю манифесте он высказывал желание, чтобы все его подданные были христианами, и, вообще, при всяком удобном случае старался обратить на путь истинный своих языческих подданных.

Св. Константин допустил христиан к занятию важных государственных должностей, сам лично делал большие пожертвования на христианские храмы, построил несколько новых храмов, в чем усердной помощницей была его мать св. Елена. Наконец, Константин поставил христианскую Церковь в такое положение в империи, что ее дела, как общества, тесно связанного с государственной жизнью, признавались делами государственной важности.

Что касается отношения св. Константина к язычеству, то он поступал в этом случае как глубокий политик. Он понимал, что язычество должно само собою по естественному ходу вещей уничтожиться. Поэтому не принимал никаких строгих мер против него, тем более, что язычников в империи было гораздо больше, чем христиан. Он не закрывал языческих храмов, не отнимал жалованья у языческих жрецов, даже не сложил с себя титула верховного жреца, который носили римские императоры. Только те языческие храмы, которые оставались без употребления после обращения в христианство местных жителей, были им закрываемы и здания их отдавались христианам. Или храмы, в которых совершалось служение разврату и через которые распространялись суеверия, были разрушаемы, по его приказу, до основания.

Не желая встретить противодействия со стороны закоренелых римских язычников своим заботам об упрочении христианства во всей империи, св. Константин решил оставить языческий Рим и в 330 году перенес свою столицу в Византию, которая была названа по его имени Константинополем. Здесь он основал столицу вполне христианскую, уничтожив идолов и украсив город христианскими храмами.

В 337 году имп. Константин, выступив в поход против персов, заболел в Никомидии и скончался в день Пятидесятницы, приняв св. крещение и приобщившись св. Таин. Церковь 3.06 (н.ст.) чтит память свв. равноапостольного царя Константина и матери его Елены.

Арианство

Основным догматом христианства является учение о Святой Троице, как оно раскрыто Самим Спасителем в Евангелии. В отношении Первой Ипостаси Св. Троицы, Бога Отца, Творца и Промыслителя, не возникло лжеучений, кроме неправильного толкования вопроса о зле и его природе, навеянного восточным дуализмом.

О Сыне Божием часто, под влиянием философских систем древности, высказывались мнения, не соответствующие церковной традиции, основанной на учении о Логосе, изложенном ап. Иоанном Богословом в его Евангелии. Уклонения эти встречаются у Оригена и других апологетов, и у Лукиана Антиохийского, влияние которого на востоке было очень велико. Все эти утверждения оставались, однако, личными мнениями отдельных богословов, не принятыми Церковью, которая не имела еще возможности высказываться как таковая в своем целом.

В 323 году возникло в Александрии движение, возглавляемое местным пресвитером Арием, человеком ученым и прекрасным оратором, но необыкновенно гордым, который считал себя призванным истолковать учение Церкви на свой лад. Он объединил вокруг себя не только свой многочисленный приход, но и много духовенства и мирян из окрестностей Александрии, и начал проповедовать, что Сын Божий сотворен и не вечен. Учение Ария в корне разрушало догмат христианства о Св. Троице. Непризнанием божественности Спасителя оно подрывало основу христианского учения о воплощении Сына Божия ради нашего спасения.

Первый, кто понял опасность для Церкви нового лжеучения, был Александрийский епископ Александр, который устроил публичный диспут с Арием, изъяснил, в чем его утверждения противоречили церковной традиции и, когда последний не пожелал подчиниться авторитету своего епископа, запретил ему проповедовать.

Арий покинул Египет и переселился в Палестину, а оттуда в Никомидию, где нашел влиятельных защитников.

Еп. Александр и его ближайший помощник диакон Афанасий начали борьбу с новым лжеучением, но Арий и его защитники развили также очень большую деятельность по всему Востоку. Первым осудил Ария и его учение собор египетских епископов, созванный еп. Александром. В декабре 324 года был созван в Антиохии собор всего Востока, который рассмотрел изложение веры, составленное в стихах Арием, под названием “Талия”. В нем он провозглашал себя “избранником Божиим, получившим премудрость и знание”.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.