Жизнь Церкви в IV веке

Учение Ария было осуждено, но не все на Востоке согласились с соборным постановлением. Тогда возникла мысль вынести вопрос об арианстве на решение всей Церкви, и отцы атиохийского собора предложили императору созвать первый Вселенский Собор. Император, который стремился к миру церковному, решил созвать его в Анкире (Анкаре), но епископы предпочли устроить его в Никее, сообщения с которой были более удобны.

Первый Вселенский Собор 325 года в Никее

Созыв Вселенского Собора был очень большим событием в жизни Церкви. Впервые представители всех поместных Церквей могли встретиться и обсудить вместе важнейшие церковные дела. В первый раз мог быть услышан голос всей Церкви. Всего собралось на Собор в Никею (небольшой городок в Малой Азии, напротив Константинополя) 318 епископов из Палестины, Египта, Фиваиды, Ливии, Месопотамии, Персии, Скифии, Понта, Галатии, Памфилии, Каппадокии, Фригии, Македонии, Испании. Кроме епископов были пресвитеры и диаконы, среди которых выделялся Афанасий Александрийский. В числе других святителей в Соборе приняли участие св. Николай Мир-Ликийский, св. Осия Кордубский и св. Спиридон Тримифунтский. Председательствовал на Соборе старейший из епископов Евстафий Антиохийский. Заседания, происходившие в одной из палат царского дворца, продолжались с 19 июня по 25 августа.

Арий упорно защищал свое учение (поддерживаемый епископами Евсевием Никомидийским, Феогностом Никейским и Маорисом Халкидонским). Но диакон св. Афанасий Александрийский и другие ревнители православия поразили противников истины в устных беседах, и наконец общим голосованием Собор осудил лжеучение. Когда перешли затем к составлению “Символа Веры”, проявилось два течения: одни считали, что надо как можно меньше вносить новых определений, другие полагали, наоборот, что, во избежание новых ересей и ложных толкований, необходимо точно определить учение Церкви о Сыне Божием. Епископ Осия Кордубский предложил внести в Символ Веры слова: “единосущный Отцу”, которые и были приняты значительным большинством.

Император потребовал от присутствующих поименного голосования текста вероисповедания, угрожая ссылкой тем, кто не признает соборного решения. Только два епископа дерзнули противостать императорскому решению и были сосланы вместе с Арием. Распоряжение императора было большим бедствием для Церкви, так как многие голосовали только из страха и после Собора вернулись к своему прежнему мнению.

Первый Вселенский Собор имел исключительное значение, так как, кроме осуждения лжеучения Ария, он составил первые 7 членов “Символа Веры”, принял решение относительно отдельных церковных расколов, установил время празднования Пасхи, издал 20 дисциплинарных канонов и подтвердил старшинство за древними апостольскими кафедрами Рима, Антиохии, Александрии и Иерусалима.

Император и отцы Собора разослали повсюду уведомления о том, что происходило на Никейском Соборе. Имп. Константин от своего лица писал в послании к Церкви Александрийской: “Признанное единогласно тремястами святых епископов есть не что иное, как мысль Самого Сына Божия, особенно когда в умах столь великих и многих мужей присутствовал Дух Святой, Который открыл им Божественную волю”.

Борьба св. Афанасия Великого с арианством

В декабре 326 года скончался епископ Александрийский Александр. Преемником его, по общему выбору, сделался двадцативосьмилетний диакон, св. Афанасий.

Приверженцы арианского лжеучения не сдавались и старались всячески добиться освобождения заключенных. Ради мира церковного император Константин вернул из ссылки епископов, но Ария не освободил.

Через несколько лет ариане так укрепились, что начали открытую борьбу с поборниками “никейской веры”. Тогда на ее защиту выступил св. Афанасий. Влияние св. Афанасия в Египте и вообще на всем Востоке было так велико, что противники долго не решались бороться с ним открыто, а ограничивались враждебными действиями против других защитников Православия. Для этого они созвали в Иерусалиме лже-собор и низложили Иерусалимского епископа Евстафия. Но православные остались верными Евстафию и составили из себя церковное общество евстафиан. Потом также незаконно был низложен еп. Марк Анкирский.

Когда в 335 году имп. Константин торжественно праздновал 20-летие своего царствования, он объявил полную амнистию. Был освобожден и Арий. Тогда противники правой веры решили действовать против св. Афанасия. Они собрали в Тире лже-собор, куда св. Афанасий, прибывший с египетскими епископами, не был допущен. Тирский собор осудил св. Афанасия. В результате ложного доноса на св. Афанасия император сослал Александрийского архиепископа в Трир. В Иерусалиме был созван собор, который оправдал Ария, но последний умер страшной смертью перед принятием его в общение.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.