Жизнь Церкви в IV веке

Св. Афанасий в ссылке не прекратил борьбу с арианством. Он писал послания к православным, положил основание монашеству на Западе и своей неутомимой деятельностью и ревностью о Православии объединил на Западе всех не признавших арианства.

После смерти имп. Константина три его сына разделили империю: Констант получил Иллирию и Италию, Константин – Галлию и Испанию, Констанций – весь Восток.

Сразу по вступлении на престол Константин II разрешил св. Афанасию вернуться в Александрию, где тогда не было другого епископа. Прибыв в Египет, св. Афанасий собрал собор, который осудил арианство. Тогда ариане послали письма к трем императорам и Римскому епископу и избрали арианского епископа для Александрии – Григория.

Св. Афанасий поехал в Рим, где местный собор его поддержал, но он не мог до 346 года вернуться в свой город, захваченный арианами. В 346 году св. Афанасий вернулся в Александрию, после смерти еп. Григория, и его приезд был настоящим триумфом. Весь народ приветствовал его как своего духовного вождя.

Торжество Православия было непродолжительным. В 350 году имп. Констант был убит и имп. Констанций стал единственным правителем всей Империи. Началась новая борьба ариан с православными. В 356 году войска были введены в Александрию и, несмотря на народное восстание и сопротивление, осадили главный храм, в котором находился св. Афанасий, но ему удалось уйти незамеченным и скрыться в пустыне.

Положение Церкви при Юлиане-отступнике

Имп. Юлиан приходился племянником Константину Великому. Он был воспитан в православной среде, но по своей природе он был фанатиком. Его привлек религиозный синкретизм, и он не только отверг христианство, но стал последовательным и непримиримым его врагом.

Вступив на престол, Юлиан объявил сначала полную свободу культов, но вскоре начал закрывать и разрушать христианские храмы и строить языческие. Многие христиане были не только преследуемые, но и погибли мученической смертью.

Имп. Юлиан царствовал всего полтора года, но успел за этот краткий срок причинить очень много вреда Церкви. Он был убит персами в 363 году. При нем пострадали св. вмч. Артемий (память 2.11 н. ст.), св. Кириак Иерусалимский (память 10.11 н. ст.), св. Иоанн Воин (память 12.08 н. ст.).

После смерти Юлиана-оступника арианство вновь попробовало завоевать господствующее положение, но оно не представляло уже той силы, как при имп. Констанции. Преемники Юлиана, императоры Иовиан и Валентиниан поддерживали православных, но при имп. Валенте (369-378) арианство вновь получило силу, и многие епископы, в том числе Кирилл Иерусалимский, были отправлены в ссылку.

Св. Василий Великий

В 60 годах IV века распространилось учение, отрицавшее божественность Св. Духа; главным защитником его являлся Севастийский еп. Евстафий. В защиту Православия, как против остатков арианства, так и против отрицателей божественности Св. Духа, выступил св. Василий Великий, который в 370 году был избран в архиепископы Каппадокии.

Св. Василий Великий (память 14.01 н. ст.) родился около 328 года в Кесарии в знатной и благочестивой семье.

Он получил образование у самых знаменитых учителей и философов того времени и был блестящим оратором, грамматиком, археологом, математиком, физиком, астрономом и медиком, но светские науки его не удовлетворяли, он часто заходил в храм для молитвы. В Афинах он встретился с св. Григорием Богословом, дружба с которым продолжалась затем всю жизнь. Св. Василий посетил монастыри в Египте и в Сирии. Он крестился в 355 году, а в 364 году был посвящен в пресвитеры в Кесарии.

Св. Василий проповедовал дважды в день и вел борьбу с врагами Православия. Перед ним склоняли головы все его противники. Даже имп. Валент, который был арианином, не решался выступать против великого Кесарийского пастыря и всячески старался привлечь его на свою сторону. В 372 году св. Василий выступил открыто против учения Евстафия Севастийского. Он потребовал от него православного исповедания веры и, когда тот отказался, порвал с ним литургическое общение.

В своем споре о Св. Духе св. Василий был поддержан Афанасием Великим, но все его попытки получить духовную помощь в Риме оказались тщетными: Восток и Запад уже тогда не понимали друг друга в вопросе о Св. Духе.

Св. Василий подготовил победу Православия и созыв Второго Вселенского Собора, но не дожил до него. Он умер от истощания 14 января (н.ст.) 379 года.

Второй Вселенский Собор 381 года в Константинополе

В 378 году имп. Валент приказал выпустить на свободу всех арестованных православных епископов, но сам погиб в войне с готами. Ему наследовал на Западе Грациан, а на Востоке Феодосий Великий (379-395), оба они были православными. В 380 году в столицу был вызван для восстановления Православия св. Григорий Богослов. Он застал в Константинополе только один православный храм, все остальные были в руках еретиков.

Св. Григорий (память 7.02 н.ст.) родился в 326 году в небольшом городке Назианзе Каппадокийской области, где его отец был сперва префектом, а потом епископом. Св. Григорий получил блестящее образование. Он крестился в возрасте 30 лет. Несмотря на склонность к монашеской жизни, он остался жить при родителях, изучая Св. Писание. Только после того, как отец благословил его уйти в пустыню, он провел несколько лет в подвигах и молитве. Призванный св. Василием Великим на кафедру в Сасиму, он поддержал своего друга в борьбе с ересями, но потом вновь удалился в пустыню. Оттуда он был вызван в столицу.

В 381 году в Константинополе собрался созванный императором Второй Вселенский Собор, на который приехало 150 епископов, в том числе св. Кирилл Иерусалимский и св. Григорий Нисский, брат св. Василия Великого. Председательствовал на Соборе сперва Антиохийский архиепископ Мелетий, потом св. Григорий Богослов, а после его отъезда его преемник на константинопольской кафедре Нектарий.

Второй Вселенский Собор составил последние пять членов Символа веры, осудил арианство и духоборцев, учивших, что Сын Божий иной сущности, чем Отец. Отвергнуты были и другие лжеучения.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.