Жизнь Церкви в IV веке

Не дождавшись окончания Собора, св. Григорий Богослов ушел на покой в Каппадокию, где написал много богословских сочинений, писем, посланий и мирно скончался. Мощи его были перенесены в Рим и покоятся в соборе св. Петра.

Необходимо также отметить труды св. Кирилла, архиепископа Иерусалимского (315-397, память 31.05 н. ст.), который, став в 350 году архиепископом, показал себя ревностным защитником Православия. Он был много раз изгоняем и низвергаем, но всегда по требованию своей паствы он возвращался на свою кафедру. Св. Кирилл написал 18 огласительных слов к готовящимся к крещению и причащению, 15 тайноведственных поучений и много проповедей.

Третьим великим отцом на Соборе был св. Григорий Нисский. Он долгое время был пресвитером в Каппадокии, а потом епископом в Ниссе. Св. Григорий написал много богословских трактатов, жизнь Моисея, сочинения о совершенстве и добродетелях.

Прославляя трех великих каппадокийцев, утверждавших в IV веке православную веру, Церковь отмечает заслуги св. Василия Великого как организатора церковной и монашеской жизни, св. Григория Богослова как автора ясных и необыкновенно четких богословских формулировок, а св. Григория Нисского как изъяснителя тайн бытия и творения.

Распространение христианства в IV веке

После Второго Вселенского Собора административное устройство Церкви получило свои окончательные формы. На Востоке первенствующее место заняла Константинопольская кафедра. За нею шли Патриархаты: Антиохийский, Александрийский, Иерусалимский, за которым было сохранено почетное место, несмотря на его упадок.

На Западе главными церковными центрами были: Милан, Рим, Карфаген и Лион.

В начале столетия получила свое устройство Церковь Великой Армении, которая вплоть до завоевания ее персами являлась одной из значительных Поместных Церквей Востока.

В начале века была просвещена, благодаря трудам равноапостольной Нины, Грузия, куда были посланы после Первого Вселенского Собора епископы и духовенство.

Христианство в Персии, несмотря на страшное гонение при царе Сопоре, было в IV веке еще очень сильно. Персидская Церковь прославилась многими святыми и мучениками за веру. Из них наиболее известны преподобная мученица Евдокия (память 17.08 н.ст.) и св. Маруф, епископ Мартириопольский (память 31.01 н.ст.).

Вера Христова утвердилась также в Крыму, где Церковь была прославлена семью великими святителями Херсонесскими, из которых первый, св. Василий (память 20.03 н.ст.), жил в середине IV века.

Наконец, Православие утвердилось в Центральной Африке, где оно впервые было проповедано в апостольские времена. Церковь чтит св. Фрументия, епископа Абиссинского (память 13.12 н.ст.).

Во главе Патриархатов и митрополий стояли Патриархи и архиепископы, которые созывали поместные соборы для решения церковных дел и сообщали свои постановления другим Поместным Церквам. Многие из канонов поместных соборов были приняты потом всею Церковью наравне с постановлениями Вселенских Соборов.

Во главе епархий стояли епископы, избираемые народом и поставляемые архиепископом. Часто избрания происходили на соборах епископов данной области или единолично архиепископом. Императорская власть принимала участие, главным образом, в избрании столичных епископов.

Во главе приходов стояли пресвитеры, поставляемые и назначаемые епископом.

Литургическая жизнь сильно обогатилась за IV век. Не только был установлен в своих главных частях чин литургии, но и составлены последования других служб и таинств. Больше всего в этом деле потрудился св. Василий Великий.

В IV веке стало развиваться христианское искусство, которое из чисто символического, каким оно было в первые века, приобрело те формы, которые сохранились до нашего времени.

IV век замечателен также развитием православного монашества и расцветом богословия, которое связано с именами великих отцов и учителей Церкви: Афанасия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и Кирилла Иерусалимского на Востоке, Илария Пиктавийского, Мартина Турского и Амвросия Медиоланского на Западе.

Монашество

Начало монашества (от греческого слова “монос” – одинокий, один) восходит к половине III века, когда в египетскую пустыню удалился (во время гонения Декия) основоположник отшельнической жизни преподобный Павел Фивейский. Уже во второй половине III века в Египте было много пустынножителей, но своим устройством монашество обязано св. Антонию Великому (251-356, память 30.01 н.ст.).

Он был знатного происхождения и принадлежал к богатой александрийской семье. По смерти родителей он раздал имущество и поселился в пещере на берегу Нила в полном уединении. Слава о его подвигах и исцелениях разошлась по всему Египту, и к нему начали собираться как ученики, желавшие поселиться около его пещеры, так и люди, приходившие к нему за советом или исцелением.

В начале IV века св. Антоний основал первый монастырь и ряд отдельных скитов по берегу Нила, которые он посещал для утешения и наставления монахов.

Прп. Антоний учил, что в монашеской жизни надо быть осторожным и не налагать “бремена неудобоносимые”. Однажды, когда его спросили о том, где предел подвигов, он взял у охотника лук и, показывая на тетиву, пояснил: “как нельзя слишком натягивать лука, чтобы не лопнул, так и в духовной жизни нельзя требовать от природы человеческой того, чего она не может вынести”.

Умер св. Антоний в глубокой старости, предузнав свою кончину. Мощи его были перенесены в Александрию, а теперь покоятся в городе Арле на юге Франции.

В 307 году св. Антония в его монастыре посетил св. Иларион Великий (память 03.11 н.ст.), который с его благословения перенес монашество в Палестину и основал там первые обители.

Основателем общежительного монашества считается прп. Пахомий Великий (память 28.05 н.ст.). Он был воином в войсках имп. Константина, а в 313 году удалился в пустыню и основал на берегу Нила в верхнем Египте монастырь, которому дал строгий устав. По примеру монастыря св. Пахомия, в других странах наряду с монастырями “анахоретов” (живущих отдельно пустынников) по правилам св. Антония начали устраиваться монастыри общежительные.

Из великих подвижников IV века наиболее известны:

Св. Макарий Великий (память 01.02 н.ст.) подвизался под началом св. Антония и, как пресвитер, был духовником египетских монахов. Он составил вечерние и утренние молитвы и много наставлений.

Прп. Ефрем Сирин (память 10.02 н.ст.), родом из Месопотамии, много потрудился над толкованием Священного Писания и составлением молитв. Умер в 373 году.

В 330 году св. Афанасий Александрийский посетил отшельников в Фиваиде и, во время своего изгнания на берега Рейна, положил основание монашеству на Западе.

Правила монашеской жизни, которые легли в основу монашеского устава, употребляемого до наших дней, были написаны св. Василием Великим, который сам до своего епископства провел много лет в уединении и подвигах. Первый женский монастырь был основан в Вифлееме в 395 году св. Павлой.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.