Жизнь Церкви в V веке

Споры об Оригене

Начало V века ознаменовалось возобновлением споров об Оригене. Слава александрийского учителя была так велика, что на него ссылались все отцы Церкви, а св. Василий Великий и св. Григорий Богослов собрали выдержки из его трудов. Но отцы IV века не касались той части его учения, которая изложена в трактате “О началах”, а прославляли его, как великого толкователя Св. Писания. Однако в конце IV века произошел перелом в отношении учения Оригена, которого признали ответственным за возникновение арианства.

Возник богословский спор. На Западе Руфим Аквилейский перевел “О началах”. То же самое сделал блаженный Иероним Стридонский на Востоке. Оба написали трактаты: первый – в оправдание Оригена, а второй – в его опровержение. В Александрии обострение дошло до того, что 50 монахов были изгнаны за сочувствие Оригену. Они отправились в Константинополь, где были приняты св. Иоанном Златоустом.

Святой Иоанн Златоуст

Св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (347-407, память 26.09 н.ст.) происходил из благочестивой семьи, получил блестящее образование в Антиохии и сделался сначала адвокатом. После смерти матери он раздал имущество бедным и ушел в монастырь, а потом в пустыню, где провел два года. В 381 году он был вызван архиепископом Мелетием в Антиохию и посвящен в диакона, а в 386 году стал пресвитером. Избранный в 398 году архиепископом Константинополя, он сразу с ревностью взялся за борьбу с распущенностью нравов в столице и со слишком большим влиянием Двора в делах Церкви.

Св. Иоанн Златоуст был замечательным проповедником, и громадные толпы народа сходились его слушать. Он был защитником бедных и народным пастырем. Все это создало ему многочисленных врагов, как среди высшего класса населения, так и столичного духовенства и части епископата. Во главе его недоброжелателей стоял архиепископ Александрийский Феофил. В результате незаконного осуждения св. Иоанн был сослан в Вифинию, но произошло народное восстание, и святитель был возвращен и встречен с ликованием всем народом.

Вскоре, после новых интриг, св. Иоанн был послан в Арсению, откуда он продолжал духовно поддерживать свою паству. В 407 году его отправили на Кавказ, но святитель, уже больной и измученный ссылкой, не выдержал пути и умер недалеко от современного Сухума в селении Кукузи.

В Египте выступили в защиту св. Иоанна прп. Нил и Исидор Пелусиот. Вскоре почитание св. Иоанна было повсюду, кроме Александрии, восстановлено, и его мощи торжественно возвращены в Константинополь, а впоследствии перенесены и находятся теперь в соборе св. Петра в Риме.

Св. Иоанн был не только замечательным оратором, но и обновителем и целителем человеческих душ. Его творения до сих пор являются лучшим руководством в духовной жизни. Св. Иоанн написал много молитв, и с его именем связан чин Литургии, который до сих пор употребляется в Церкви.

Спор о благодати

В то время, как на Востоке шли споры об Оригене, на Западе возникло новое учение, которое стал проповедовать уроженец Британии Пелагий. Он отрицал наследственность первородного греха и утверждал, что смерть есть природное свойство человека, что грех Адама ничего не изменил в природе, и что человек может спастись без помощи Божией. Благодать нужна только для указания пути.

Пелагий требовал от своих учеников строгой жизни в согласии с заповедями Божиими, изучения Св. Писания, раздачи имущества и стремления к святости. Учение его имело большой успех.

Борьба с пелагианством началась в Африке, т.к. тамошние пелагиане учили, что не надо крестить детей как не подверженных первородному греху. В защиту церковной традиции выступил блаженный Августин.

Блаженный Августин (254-430, память 28.06) родился в г. Тагасте недалеко от Карфагена. Одно время он был сторонником манихейства, потом увлекся учением Плотина и до 30-летнего возраста оставался чужд христианству. Обратил его к вере св. Амвросий Медиоланский. Блж. Августин принял крещение в 387 году, а через четыре года стал священником. В 395 году он был избран епископом г. Иппона.

Главным трудом блж. Августина был “Град Божий”, сочинение, которое имело исключительное значение для развития богословской мысли на Западе. Большинство богословских расхождений между Востоком и Западом восходит к блж. Августину, мнения которого наложили отпечаток на католическое и отчасти протестантское мировоззрение, вплоть до нашей эпохи.

Блж. Августин боролся с остатками монтанизма, с манихеями и с Пелагием, в борьбе с которым впал в противоположную крайность. Он начал учить о полной зависимости человека от благодати, которая одна его спасает. Человеческая воля не участвует в спасении. Блж. Августин учил также о предопределении праведников, которые только и будут спасены.

Спор о благодати и свободе в деле спасения, вызванный учением блж. Августина и пелагианством, оказал исключительное влияние на развитие богословия. Он продолжается до нашего времени. Впервые Восток и Запад разошлись в основном вопросе христианской жизни.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.