Жизнь Церкви в V веке

В спор о благодати вступил св. Кассиан Марсельский, ученик св. Иоанна Златоуста. Св. Кассиан и монахи монастыря на Леринских островах выступили в защиту православного учения, ссылаясь на восточную традицию. Они учили, что человек создан по образу Божию и подобию, и что его природа предрасположена к добру, но что грех затемнил ее. Благодать необходима не только как призыв, но как постоянная помощь. Человек сам должен участвовать в своем спасении путем борьбы с грехом.

Учение блж. Августина влекло за собой глубокий пессимизм в отношении природы человека и его воли. Ученик блж. Августина Проспер Аквитанский в конце своей жизни смягчил учение своего учителя в трактате “Призыв ко всем народам” и признал, что Бог хочет, чтобы все спаслись.

Учение блж. Августина о предопределении было воспринято в XVI веке Кальвином и Цвингли.

Третий Вселенский Собор 431 года в Эфесе

После смерти архиепископа Феофила Александрийского ему в преемники был избран в 412 году его племянник Кирилл, человек широко образованный и большой святости жизни. Ревностный защитник Православия, он обладал необыкновенной твердостью и решительностью характера, но и большой нетерпимостью. В своем городе он начал борьбу с язычниками и изгнал всех евреев.

В Константинополе в это время архиепископом был Несторий, ученик антиохийской школы, человек тоже очень образованный и решительный. Он вызвал очень большое смущение в Церкви, начав проповедовать, что Спаситель был простым человеком, в котором обитал Бог. Согласно со своим учением он называл Богородицу Христородицей. Учение Нестория было отчасти возобновлением аполлинаризма (ереси, утверждавшей, что у Христа только ум был божественный), а отчасти и арианства.

Противопоставление двух богословских школ – антиохийской и александрийской – всегда было значительным. Тогда как александрийцы разрабатывали учение о божественной природе Спасителя, антиохийцы богословствовали о человеческой природе Христа. Обе школы были традиционны, но антиохийская часто порождала односторонние толкования догмата о Богочеловечестве.

Св. Кирилл Александрийский с необыкновенной резкостью выступил против утверждений Нестория и, после переписки с ним и Римским епископом, добился созыва Вселенского Собора в Эфесе в 431 году. Не дожидаясь прибытия епископов из Антиохии и делегатов из Рима, александрийцы и часть представителей от Палестины и Константинополя вынесли осуждение Несторию и низложили его. Антиохийцы после своего прибытия в Эфес составили свой собор и низложили св. Кирилла. Положение казалось безвыходным, но после прибытия римских делегатов и представителей других стран антиохийские епископы остались в меньшинстве, и Собор в новом собрании подтвердил решение о низложении Нестория.

Несмотря на это постановление, разделение между Антиохийской Церковью и другими Церквами продолжалось, и только благодаря трудам св. Кирилла, который в своих переговорах с архиепископом Антиохийским Иоанном показал себя исключительно миролюбивым, был подписан акт о единстве.

После Собора был поднят вопрос о том, подлежат ли осуждению те писания Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуетского, на которые ссылался Несторий и которые были приняты в Армянской Церкви, как соответствующие православной традиции. Вопрос этот пока не был разрешен, но Патриарху Цареградскому Проклу удалось сохранить Армянскую Церковь в общении с другими Церквами.

Св. Кирилл Александрийский после Собора и до самой своей кончины в 444 году продолжал борьбу за чистоту веры. Его анафематизмы против Нестория были приняты всей Церковью. Он был замечательным проповедником и богословом. После него осталось много вероучительных посланий. Он потрудился также над составлением церковных песнопений (память 02.06 н.ст.).

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.