Жизнь Церкви в V веке

Четвертый Вселенский Собор 451 года в Халкидоне

Не успели улечься страсти, вызванные учением Нестория, как в Константинополе возникла новая церковная смута. Глава одного из местных монастырей, игумен Евтихий, почитатель св. Кирилла и александрийской школы, начал учить о том, что божественная природа во Христе поглотила человеческую. Учение это получило название монофизитства (от греч. “монос” – один, “физис” – природа). На Востоке учение было сразу осуждено большинством епископов. Тогда Евтихий обратился за защитой к папе Льву, но тот опроверг его учение. Евтихий обратился к имп. Феодосию ІІ, и тот стал на его сторону. Для разрешения вопроса было постановлено созвать вновь Вселенский Собор.

Император решил добиться оправдания Евтихия и нашел себе помощника в лице Диоскора, преемника св. Кирилла на Александрийской кафедре. Второй Эфесский собор 449 года, который в истории носит название “разбойничьего”, был позорным. Оправдание Евтихия произошло под давлением светской власти и вызвало бурю протестов. В зал заседания были введены войска, и многие православные пострадали. Св. Флавиан, архиепископ Константинопольский, был избит и умер через три дня от ран.

На Западе выступил в защиту Православия папа Лев Великий. В 450 году, после смерти имп. Феодосия, воцарилась православная императрица Пульхерия, которая провозгласила императором сенатора Маркиана.

Был созван новый Собор близ столицы в Халкидоне. На него съехалось свыше 500 епископов, главным образом, восточных, но были и представители Рима. Собор разобрал акты Эфесского разбойничьего собора и решил, что голосования были подневольными. Он признал правоверие Флавиана Константинопольского и Льва Римского и низложил архиепископа Диоскора Александрийского.

Халкидонский Собор подтвердил Никее-Цареградский Символ Веры, принял исповедание веры папы Льва и анафематизмы Кирилла Александрийского и поручил специальной комиссии выработать догматическую формулу о двух природах во Христе. Текст ее был подписан всеми присутствующими.

По требованию Собора еп. Феодорит высказал осуждение Нестория, после чего был принят в общение. Кроме того был учрежден особый Иерусалимский Патриархат и этим умален Патриархат Антиохийский, который, по постановлению Собора 381 года, лишился уже острова Кипр.

Большие споры вызвало правило 28-е о первенстве Константинопольской кафедры. Хотя оно только подтверждало 3-е правило 381 года, оно вызвало протест римских легатов, которые не приняли его. Собор обратился с разъяснительным посланием к папе Льву Великому, указывая на то, что епископу императорского города подобает иметь преимущества и право апелляции.

Монашество в V веке

В V веке монашество распространилось во всех областях Империи. Кроме монастырей Египта и Палестины, было основано много обителей по всей Малой Азии, Греции и Южной Италии.

Самыми великими подвижниками на Востоке были:

Св. Феодосий Великий (память 24.01 н.ст.), родом из Каппадокии, который основал недалеко от Иерусалима первый общежительный монастырь в Палестине. Он был великим подвижником и обличителем евтихиан, за что был сослан при имп. Анастасии.

Св. Сисой Великий (память 19.06 н.ст.) жил в Египте и прославился чудесами. Он воскрешал мертвых и исцелял болезни.

Св. Исидор Пилусиотский (память 13.02 н.ст.), человек богословски и философски образованный, удалившись в египетские пустыни, проводил жизнь подобно Иоанну Крестителю: одевался в одежду из жесткого волоса и питался только кореньями и травами. Выбранный настоятелем одной монашеской общины, он вел такую же суровую жизнь и располагал к тому же братию.

Св. Евфимий Великий (память 02.02 н.ст.), родом из Великой Армении, подвизался в Палестине и привлек многих ко Христу своими подвигами и примером.

Его ученик, св. Савва Освященный (память 18.12 н.ст.), был основателем великой Лавры около Иерусалима. Св. Савва написал первый устав церковных служб.

Кроме отшельников, прославился своими подвигами св. Симеон Столпник (память 14.09 н.ст.), родом из Сирии, который подвизался долгие годы на столпе (небольшая башня). К нему приходили за советом и утешением тысячи людей, и он с высоты своего столпа проповедовал. Умер он в 459 году.

Кроме столпничества, в V веке появился еще особый род подвижничества – в обителях неусыпающих. Один инок, Александр, устроил такой монастырь, в котором богослужение совершалось непрерывно в течение целых суток. Богатый константинопольский житель Студий, которому понравился такой порядок, построил в Константинополе монастырь и пригласил поселиться в нем общину неусыпающих. Этот монастырь получил название Студийского.

Из преподобных жен надо отметить подвиги св. Марии Египетской (память 14.04 н.ст.), бывшей грешницы из Александрии, которая поехала в Иерусалим, но не была допущена невидимой силой в храм. Она поселилась в Иорданской пустыне и провела там 48 лет в подвигах. Ее причастил перед смертью и похоронил прп. Зосима.

На Западе монашество утвердилось благодаря трудам св. Кассиана Марсельского. Он был родом из Галлии. Посетив палестинских и египетских отшельников, провел много лет в подвигах. В 400 году он прибыл в Константинополь и был посвящен св. Иоанном Златоустом в диакона. В 410 году он поселился в Марселе, где основал мужской и женский монастыри, которым дал строгий устав по образцу Синайского.

Св. Кассиан написал 12 книг монашеских установлений и беседы, в которых подробно изложил аскетический опыт восточных отшельников. Он боролся против Нестория и против Пелагия, но одновременно с отцами Леринского монастыря опровергал крайности учения блж. Августина. Умер св. Кассиан в 435 году.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.