Жизнь Церкви в VI веке

Император Юстиниан Великий

В 537 году императором стал Юстиниан, по происхождению славянин, получивший блестящее не только светское, но и богословское образование. В течение своего долгого царствования (527-565) имп. Юстиниан показал себя замечательным администратором, законодателем и строителем, входившим во все мелочи жизни империи. Он считал себя не только правителем государства, но и организатором церковной жизни. Хотя он признавал авторитет Римского и Константинопольского епископов, но сам участвовал в богословских спорах. Он боролся с остатками язычества, закрыл эллинские школы, преследовал еретиков. Под влиянием своей жены, императрицы Феодоры, он признавал монофизитство не ересью, а богословским мнением. Поэтому он считал возможным найти примирительную богословскую формулу, для чего и созвал ряд собраний из представителей православных и монофизитов. Но встречи эти не дали результатов. Наоборот, в Египте монофизитство прочно утвердилось.

Имп. Юстиниан был строителем многочисленных храмов. В его царствование был сооружен собор св. Софии в Константинополе.

В борьбе за единство Церкви у императора начался спор с папой Сильверием, которого он низложил, но и его преемник, папа Вигилий, не пошел ни на какие уступки.

В царствование Юстиниана возобновился спор об Оригене и его учении, которое было осуждено.

Пятый Вселенский Собор 553 года в Константинополе

Для решения возникшего спора о сочинениях трех епископов: Феодора Мопсуетского, Ивы Эдесского и Феодорита Кирского, близких к несторианству, был созван в 553 году в Константинополе Собор. На Соборе присутствовало 165 восточных и западных епископов. Председательствовал Евтихий, Патриарх Константинопольский. Учение Феодора Мопсуетского, как и он сам, было осуждено. В отношении еп. Ивы и еп. Феодорита было вынесено оправдание, и только некоторые из их утверждений были отвергнуты. При этом Собор утвердил вероопределения всех прежних Соборов, в том числе и Халкидонского. Папа Вигилий, не присутствовавший на Соборе, прислал императору свой отзыв против осуждения названных епископов, но по окончании Собора все-таки подписал соборные определения.

Секты монофизитов

После смерти имп. Юстиниана возобновилась борьба между православными и монофизитами. В Египте к концу века произошло окончательное разделение Церкви на два патриархата, которые существуют до нашего времени. Одна часть, называемая Мельхитской (имперской), осталась православной, другая, называвшаяся Коптской (древние египтяне назывались коптами), стала монофизитской. В Сирии и Месопотамии монофизиты объединились и даже устроили монофизитский патриархат в Антиохии. Они стали называться яковитами, по имени своего возглавителя еп. Иакова.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.