Жизнь Церкви в VI веке

Отпадение Армянской Церкви

Армянская Церковь также отпала от союза с Церковью Вселенской, потому что не приняла постановлений IV Вселенского Собора. Произошло это по причине того, что на Халкидонском Соборе представителей Армянской Церкви не было, поэтому в ней не известны были в точности постановления этого Собора. А между тем в Армению приходили монофизиты и распространяли ложный слух о том, что на Халкидонском Соборе восстановлено несторианство. Правда, постановления Халкидонского Собора скоро появились в Армянской Церкви; но, по незнанию точного значения греческого слова fЪsij (естество), армянские учители при переводе на свой язык принимали его в значении лица и потому утверждали, что в Иисусе Христе одно fЪsij, разумея под этим единое лицо. Про тех же, которые говорили, что в Иисусе Христе два fЪsij, они думали, что те разделяют Иисуса Христа на два лица, т.е. вводят несторианство. В 30-х годах VI столетия, когда многие монофизиты бежали от преследований Юстиниана в Армению и здесь поддерживали ложный слух о Халкидонском Соборе, Армянская Церковь решительно высказалась против этого Собора.

В 536 году на соборе в Тиве Халкидонский Собор был осужден. С этого времени Армянская Церковь отпала от союза с Церковью Вселенской и образовала из себя общество, не столько еретическое, сколько раскольничье, так как в учении о естествах в Иисусе Христе она была согласна с учением, утвержденным Церковью, и разнилась только в словах.

В отделившейся Армянской Церкви образовались и некоторые особенности в церковном устройстве, существующие до настоящего времени. Так, у армян Трисвятая песнь читается с монофизитским прибавлением: “распныйся за ны”; евхаристия совершается (с начала VI века, под влиянием сирий ских монофизитов) на опресноках, причем вино не смешивается с водою; праздник Рождества Христова празднуется вместе с Богоявлением, и Рождественский пост продолжается до дня Богоявления; Армянская Церковь состояла и состоит под управлением своего патриарха, так называемого католикоса.

Святой Григорий Двоеслов, папа Римский

Конец VI века ознаменовался трудами одного из великих отцов Церкви – Григория Двоеслова (540-604, память 25.03 н.ст.), который происходил из очень знатного рода римских патрициев и был долгое время губернатором Рима. Он был избран всенародным голосованием епископом Римским в 590 году и стал не только главой Западной Церкви, но и народным вождем.

Много потрудился он для христианского просвещения чужеземных стран, особенно Испании и Англии. Он объединил в церковном отношении весь Запад, проведя повсюду реформу администрации и служб. Некоторые из особенностей монашеской жизни он перенес на духовенство, например, целибат (безбрачие), о введении которого особенно заботился. Им составлена Литургия Преждеосвященных Даров. Им же произведен полный переворот в церковном пении: введено так называемое григорианское пение.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.