Жизнь Церкви в VII веке

Ересь монофелитов

Византийский император Ираклий (611-641) принял на себя задачу уничтожить религиозное разделение. Монофизитские епископы подали императору мысль, что монофизиты, может быть согласятся присоединиться к Православной Церкви, если последняя признает, что в Иисусе Христе одно действование, или, что то же, одна воля. Вопрос об одной или двух волях в Иисусе Христе был еще не раскрыт Церковью. Но, признавая в Иисусе Христе два естества, очевидно, Церковь признавала вместе с тем две воли, так как два самостоятельные естества – Божеское и человеческое – должны иметь каждое и самостоятельные действования, т.е. в Нем при двух естествах должны быть две воли. Если бы православные приняли учение об одной воле, то впали бы в противоречие с самими собою, признав правильным учение монофизитское. Имп. Ираклий горячо желал присоединить монофизитов, поэтому, не взирая на сущность предлагаемого учения, он активно взялся за дело присоединения монофизитов на основании его.

Сторонниками нового учения, получившего название монофелитства, стали папа Гонорий и Константинопольский Патриарх Сергий. Боролись с новым учением Патриарх Софроний Иерусалимский, прп. Максим Исповедник, а на западе св. Мартин, папа Римский.

Шестой Вселенский Собор 680 года в Константинополе

В 680 году имп. Константин IV Погонат собрал в Константинополе Вселенcкий Собор для решения вопроса о двух волях. На Соборе присутствовало 170 епископов, два присутствовавших на нем Патриарха были монофелитами, православных возглавлял представитель Иерусалимского Патриархата св. Андрей Критский (память 17.08 н.ст.). Собор осудил монофелитство и следующим образом определил православное учение о двух волях: “исповедуем две естественные воли или хотения в Нем (т.е. Иисусе Христе) и два естественные действия, неразлучно, неизменно, нераздельно, неслиянно; два же естественные хотения – не противные, – да не будет, как нечестивые еретики проповедовали, – но Его человеческое хотение, не противостоящее или противоборствующее, а последующее, подчиняющееся Его Божественному и Всемогущему хотению”. Но так как ни на Соборе 553 года, ни на этом Соборе не было принято никаких канонических постановлений, а жизнь церковная требовала устроения, имп. Юстинианом был созван в Константинополе в 692 году так называемый Пято-Шестой Трулльский (по залу, в котором он заседал) Собор, дополнивший определения V и VI Вселенских Соборов и составивший как бы продолжение VI Собора. Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми Поместных Соборов и правила 13-ти Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами VII Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, составили так называемый “Номоканон”, который и является основанием церковного управления Православной Церкви.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.