Жизнь Церкви в IХ-XI веке

События, предшествовавшие просвещению славянства

Во второй половине ІХ века в жизни Церкви произошли значительные перемены, которые отразились на всей ее дальнейшей судьбе.

На Востоке Церковь привлекла к себе новые народы и распространила далеко на север свои пределы. Она пережила длившийся около двух столетий период расцвета.

На Западе, наоборот, Церковь подпала под власть светских правителей и пережила двухвековой упадок, вызвавший в ее среде стремление к реформам. В ІХ веке Церковь на Востоке была территориально ограничена. Египет, Сирия, Палестина и часть Малой Азии были в руках магометан. Весь Балканский полуостров был заселен славянами и болгарами. С севера наступали норманны, которые в союзе со славянами угрожали Константинополю. Поэтому все внимание иерархии было обращено на просвещение языческих народов севера, которые сами хотели приобщиться к христианской культуре.

Просвещение славян продолжалось полтора века. Оно стало возможным только благодаря трудам двух братьев – Константина (Кирилла) и Мефодия, которые составили славянскую азбуку и перевели книги Священного Писания на славянский язык.

В ІХ веке в Византии в Церкви было два течения. Одно – “непримиримых”, враждебно относящееся к Западной Церкви и вообще к сношениям с другими народами. Оно возглавлялось сыном императора Игнатием, избранным в 846 году в Патриархи. Его поддерживали монахи студийских монастырей.

Другое течение стояло, наоборот, за дружеское общение с Западной Церковью и за развитие сношений с другими народами и, в частности, с недавно основанным царством Болгарским. После ухода на покой Патриарха Игнатия, в 858 году во главе этого течения стал избранный в Патриархи Фотий, блестящий администратор, богослов и широко образованный человек, который до своего возведения на патриарший престол был мирянином и занимал крупную государственную должность.

Он восстановил общение с Западной Церковью и подготовил просвещение славянских народов, поручив составление славянской азбуки и перевод книг Священного Писания на славянский язык своим друзьям, Кириллу и Мефодию. Он же послал св. Кирилла к хазарам, болгарам и моравам.

Собор 861 года подтвердил избрание Патриарха Фотия, но в 867 году в Константинополе, вследствие перемены императорской политики в отношении Запада и Болгарии, был созван небольшой собор, которым Патриарх Фотий был низложен. На престол возвратился Патриарх Игнатий, после смерти которого Патриарх Фотий вновь был восстановлен и оставался Патриархом до самой своей кончины в 886 году. Он председательствовал на соборе 879-80 года, на котором была представлена вся Церковь (и Западная и Восточная) и который запретил прибавлять что бы то ни было к Символу Веры. У греков этот собор считается Восьмым Вселенским.

Апостольская миссия святых Кирилла и Мефодия

Свв. Кирилл и Мефодий были сыновьями греческого губернатора Солуни (Салоник) и с детства владели славянским языком, так как население окрестностей города было славянским. Они получили блестящее образование при дворе вместе с имп. Михаилом и сначала занимали государственные должности, но вскоре ушли в монастырь и до 860 года подготовляли дело просвещения славянских народов.

В 860 году Патриарх Фотий послал одного из братьев, Кирилла, с миссией в Хазарию. В 862 году свв. Кирилл и Мефодий отправились к болгарам и славянам. Первым крестился болгарский князь Богорис, принявший в крещении имя Бориса, и с ним весь болгарский народ. Болгары были азиатского происхождения и поселились на балканском полуострове в конце VII века, но к IX веку смешались с окружавшими их племенами и ославянились.

Вторым народом, который просветили свв. братья, были моравы (864). В Моравии они впервые встретились с враждебной им миссией, возглавляемой немецкими епископами, желавшими, чтобы славянские народы приняли западный, латинский обряд.

В 867 году свв. Кирилл и Мефодий были вызваны папой Николаем І в Рим и получили от него полное одобрение и разрешение совершать богослужение на славянском языке по православному обряду. Св. Кирилл скончался в Риме, приняв схиму в 869 году, и был погребен в церкви св. Климента, а св. Мефодий был посвящен папой в епископы Моравии и Паннонии. Он продолжал великое дело просвещения славянских народов и крестил много племен.

Архиепископы регенсбургские, которые были главными противниками православного обряда и богослужений на славянском языке, добились от императора заключения св. Мефодия в тюрьму, где он томился почти три года.

Освободили его по требованию папы Иоанна VIII, который возвел его в архиепископы и сделал папским легатом. Но и после этого борьба с немецкими миссионерами продолжалась, так как в немецких странах “Филиокве” (прибавка слов “и от Сына” в Символ Веры) было обязательно, в Риме же оно не было еще включено. Св. Мефодий вторично ездил в Рим и получил вновь разрешение совершать службы по-славянски и без употребления “Филиокве”. После этого он отправился в Константинополь, где и скончался в 886 году.

Великое дело просвещения славянских народов продолжали после смерти св. Мефодия его ученики. В Чехии приняли христианскую веру княгиня Людмила и ее внук, князь Чешский Вячеслав. Оба они были убиты язычниками. Вся страна была крещена только во 2-й половине Х века западными миссионерами.

В Польше обе миссии действовали одновременно. Ученики св. Мефодия крестили половину страны и основали митрополию в Сандомире; немецкие миссионеры крестили юго-западные области Польши и учредили митрополию в Гнезно. До конца XI века в Польше существовали две Церкви: одна православного обряда с богослужением на польском языке, другая западного обряда с богослужением по латыни.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.