Жизнь Церкви в ХII -XIII веке

Из православных богословов этого периода самым замечательным является св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский (1292-1360). Он родился в Константинополе, где и получил блестящее образование при дворе, а затем провел 10 лет в подвигах. В своих богословских трудах св. Григорий учит о “Фаворском Свете” (свете, который воссиял на горе Фаворе во время Преображения Господня) и о внутреннем озарении человека Св. Духом. Он опровергал учение калабрийских богословов, Варлаама и Акиндина, учивших о тварности “Фаворского Света”. Св. Григорий является завершителем богословской школы, которая восходит к св. Максиму Исповеднику, св. Симеону Новому Богослову и его ученику Никите Стифату, автору книги “Рай духовный”.

Болгария, которая была в церковном отношении подчинена Риму, перешла в 1234 году под духовное возглавление Константинопольского Патриарха при царе Иоанне Асене. Болгары основали на Афоне монастырь Заграфос. Из великих болгарских святых этого периода надо отметить св. Климента Охридского и Патриарха Евфимия.

Сербская Церковь при царе Стэфане Душане в 1346 году стала Патриархатом. Крупными церковно-культурными центрами в Сербии являлись монастыри: Нагорница, Грачаница, Спасовица, Матеица и Дечаны.

Монашеские ордена

В период ХІ-ХІІІ веков на Западе было основано несколько монашеских орденов, которые не были ограничены какой-либо одной страной, а распространялись на весь западный христианский мир и составляли параллельную иерархию, находящуюся целиком в распоряжении пап. Основание их связано с деятельностью великих западных святых.

В ХІ веке возникли ордена: орден шартрезцев, основанный святым Бруно; орден цистерцианцев, основанный Робертом Молем.

В ХІІ веке провел строгую реформу монашеской жизни св. Бернард Клервосский, который принял участие в организации второго крестового похода и авторитет которого в начале ХІІ века был исключительно велик. Его последователи образовали орден бернардинцев.

В начале ХІІІ века возникли два новых ордена, которые были названы “нищенствующими”. Первый, орден францисканцев, был основан великим святым Запада, Франциском Ассизским (1182-1226), родившимся в Умбрии в богатой семье. После праздно проведенной юности он раздал все имущество бедным и, несмотря на просьбы и угрозы родных, ушел из дома и поселился в брошенной часовне около городка Ассизи. Он не хотел основывать ордена, а собрал небольшую группу монахов, которые должны были жить подаянием и проповедовать любовь Христову. Сам Франциск Ассизский простирал свою любовь на все творение, на птиц и даже на диких зверей. Последние годы его жизни были полны страданий, так как он вымолил себе раны на руках и ногах наподобие ран Христовых (стигматы). К его гробнице в Ассизи до сих пор стекаются сотни тысяч паломников.

Основателем второго нищенствующего ордена доминиканцев был испанский монах св. Доминик (1160-1221). Целью его ордена было проповедничество и борьба с ересями.

Из святых этой эпохи необходимо назвать св. Антония Падуанского (1195-1231), который является одним из самых почитаемых святых на Западе.

Богословские центры на Западе

ХІІ и ХІІІ века связаны на Западе с необыкновенным расцветом богословской науки, которой дается обычно название схоластической (от слова “схола” – школа, ученье).

Первым схоластиком можно считать Ансельма Кентерберийского, который ввел логику и диалектику в богословие и которому принадлежит изречение “верю, но хочу понять”.

В ХІІ веке богословие и философия процветали и в городских, и в монастырских школах. Из первых самой знаменитой является школа в Шартре, из монастырских – школа св. Виктора в Париже.

В начале ХІІІ века были открыты университеты. Из богословских факультетов самыми знаменитыми считались Парижский и Оксфордский. Первый сделался вскоре мировым центром, где преподавали все великие богословы и философы. В ХІІІ веке были созданы большие богословско-философские системы и написаны так называемые “Соммы” (полные курсы богословия).


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.