Жизнь Церкви в XIV-XV веках

Кипр, где правили до 1489 года потомки крестоносцев, и Норманнское королевство в Греции тоже попали в зависимость от султанов.

Одновременно с угнетением христиан турками начинается централизация церковной власти в пределах турецких владений. Турецкие султаны желали иметь дело с одним возглавителем “райев” (т.е. “неверных”), и Константинопольский Патриарх сделался благодаря этому с конца века “Этнархом” (народным вождем) православных народов в пределах турецкого государства. Все автокефальные Церкви постепенно подчинились Вселенскому Патриарху.

С другой стороны, Вселенские Патриархи попали в зависимость от турецких властей, которые иногда возводили их и низлагали в связи с переменами в политике Османского государства.

В Московском княжестве, которое оставалось свободной от турков православной страной, в самый год падения Византии возникла теория о преемственности царской власти из Византии. Эта теория состояла в том, что Московское царство должно стать защитником православных на всем Востоке. В 1480 году Великий князь Московский Иоанн III, после женитьбы на племяннице последнего Византийского императора, принял императорский герб. С конца XV века Россия стала защитницей Православия на Востоке.

Состояние Западной Церкви в конце XV века

Два великих события в истории человечества, имевшие место во второй половине XV века, отразились на жизни Церкви: изобретение книгопечатания и открытие Нового Света.

Благодаря книгопечатанию стало возможным широкое распространение книг Священного Писания, богослужебных текстов и творений св. Отцов, которые до того времени, из-за дороговизны рукописей, не могли быть достоянием широких масс. Главным центром печатания православных богослужебных книг по-гречески стала Венеция. Первый богослужебный текст по-церковнославянски был напечатан в Кракове в 1491 году (Осмогласник).

Открытие Америки дало возможность западному христианскому миру распространить свою миссию на новые страны. В Южной Америке утвердилась с конца XV века католическая (испанская и португальская) миссия, а Северная Америка была просвещена в XVІ веке англичанами-протестантами.

Состояние Западной Церкви к концу XV века было очень печальным. Во главе ее стояли папы, интерес которых был направлен к украшению Рима и постройке великолепных храмов и дворцов.

Некоторые папы вели шумную светскую жизнь, далекую от христианского идеала.

Епископы были в своем большинстве богатыми земельными владельцами, не занимавшимися жизнью своих епархий, не знавшими часто богословия и никогда почти не совершавшими богослужений. Несмотря на строжайшее за-прещение, высшие церковные должности очень часто продавались.

Каноники (попечители приходов) были, по большей части, мирянами, занимавшими духовные должности только ради извлечения дохода от церквей. Низшее духовенство жило очень бедно и было угнетено. Народ пребывал в духовной темноте и суевериях. Сохраняли христианский идеал главным образом некоторые монашеские ордена.

На фоне печального духовного состояния Церкви в Западной Европе имело широкое распространение движение, получившее название “гуманизма”, которое ставило в основу человеческого бытия свободу разума и личности и проповедовало возвращение к классической древности.

Наряду с этим в Италии, вблизи самого папства, началось усиленное изучение древних языческих классиков, отразившееся пагубно на религиозных воззрениях итальянцев. Языческие мировоззрения, перемешиваясь с христианскими, привели итальянское общество к новому классическому язычеству. Религиозные понятия до того были перепутаны, что в Риме часто смешивался Христос с Меркурием, Мадонна с Венерой. В честь Виргилия, Горация, Платона и Аристотеля совершались религиозные церемонии. Даже кардиналы и епископы смотрели на Евангелие, как на греческую мифологию.

Распространение неверия, в связи с распущенностью нравов папства, духовенства и всего западного общества, готовило почву для распадения Западной Церкви. К этому прибавились еще причины политические: разногласия между отдельными государствами и оппозиция германских народов Риму и папскому господству.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.