Жизнь Церкви в XVІ веке

Лютер и первые церковные разделения

Возглавителем первого церковного движения против Рима явился Мартин Лютер. Сын бедного немецкого рудокопа, он родился в 1483 году в городке Эйслебене. Мать с раннего детства приучила сына видеть в Боге только страшного и неумолимого судию, и эти первые детские впечатления сохранились у него на всю жизнь.

Лютер учился в Магдебурге и Эрфурте и в 1507 году стал священником. Обет монашества он дал во время страшной грозы и считал потом его до смерти “подневольным”, принятым под влиянием страха.

Лютер получил степень доктора богословия и начал свое преподавание. Его первая книга “Толкование псалмов” вполне соответствует традиции Западной Церкви.

В 1515 году произошли события, которые вызвали начало раскола в католической Церкви. Папа Лев Х решил устроить постройку грандиозного собора св. Петра в Риме, который должен был заменить древнюю базилику. Для сбора необходимой огромной суммы, кроме продажи разрешительных грамот (индульгенций) для живых, начали продавать грамоты для спасения душ умерших, что вызвало горячий протест многих богословов. Когда продажа индульгенций дошла до Виттенберга, где тогда преподавал Мартин Лютер, последний прибил к дверям местной церкви 95 тезисов, в которых осуждались злоупотребления всех, продававших разрешительные грамоты. Тезисы 1517 года произвели очень большое впечатление по всей Германии, и повсюду начались богословские споры.

В 1520 году папа издал буллу, в которой, не называя Лютера, осуждал его тезисы. Булла была встречена в Германии очень враждебно.

К этому времени Лютер написал четыре богословских трактата. В них он резко порывал с церковной традицией. В одном трактате он проводил свои идеи о “всеобщем священстве” и призывал мирян произвести реформу в Церкви. В другом говорил о спасении одною верою, а не делами. В третьем отвергал таинства священства, миропомазания, брака и елеосвящения, а также пресуществление Св. Даров. Движение, поднятое Мартином Лютером, охватило всю Германию. Последние годы жизни Лютера, после снятия им с себя сана и женитьбы, прошли в укреплении лютеранства в отдельных частях Германии. Умер Лютер в 1545 году.

В 1530 году собрался в Аугсбурге имперский Сейм, которому лютеране представили свое исповедание веры, составленное немецким богословом Меланхтоном. Император отверг исповедание, но многие князья и вольные города приняли его, и Германия разделилась на два враждующие лагеря. Но нашествие турок на Европу временно изменило положение. Все же в 1546 году религиозная война между протестантскими и католическими государствами началась и кончилась поражением протестантов. В 1555 году в Аугсбурге был заключен мир и принята формула "Кого царство, того и религия", подчинившая жизнь Церкви целиком государственным интересам. Аугсбургское исповедание веры 1530 года осталось до сих пор официальным вероизложением лютеранства.

Ульрих Цвингли и Иоанн Кальвин

Вторым реформатором был швейцарец Ульрих Цвингли (1484-1531), сын зажиточного крестьянина, получивший хорошее образование в Берне и Базеле. Будучи священником в Цюрихе, он стал проповедоватьполное преобразование церковной жизни и вскоре совершенно порвал с католической Церковью. Он был против каких бы то ни было внешних проявлений веры, отверг мессу, учил, что Евхаристия есть только благочестивый обычай, совершаемый в воспоминание Тайной Вечери, и не допускал в помещения, где совершалась молитва, никаких изображений, икон, статуй и даже креста. После его смерти часть учеников его присоединилась к Лютеру, а часть – к Иоанну Кальвину. Иоанн Кальвин (1509-1564) родился в Нуайоне, во Франции, в семье, которая давно отличалась своим свободомыслием. Когда ему было 14 лет, он поехалв Париж и стал усердным слушателем Университета. Окончил он образование на юридических факультетах в Орлеане и Бурже. В 1535 году он написал свой знаменитый богословский трактат “Христианское Установление”, который до сих пор является основоположным трудом для всех кальвинистов. Кальвин проводил в нем учение о полном предопределении одних людей к гибели, а других к спасению и о неучастии человеческой воли во спасении. А поскольку никто не знает, ко спасению или к гибели он предопределен, то мысль о предопределении должна возбуждать чувство веры и преданности воле Божией, располагать к строго-нравственной жизни. В 1536 году, не решаясь оставаться во Франции, Кальвин прибыл в Женеву и вскоре, несмотря на свою молодость, стал во главе реформаторской партии. Правила жизни, данные им женевцам и возведенные, по его стараниям, в 1538 году женевским советом в степень государственных законов, охватывали весь быт людей и отличались чрезвычайной суровостью и строгостью. Кальвин удалил из церквей все, что напоминало о католичестве – иконы, кресты, престолы и пр. Даже церковная музыка и церковные украшения были изгнаны. Самое богослужение было ограничено только проповедью, чтением молитв и простым пением псалмов; обрядность была отменена. Таинство крещения совершалось через одно окропление водой без крестного знамения, таинство причащения – в виде преломления хлеба поочередно каждым из присутствующих и притом сидя. Отвергнув иерархию, Кальвин заменил ее учителями и проповедниками. Кальвин умер в 1564 году. Основанное им учение называется реформатским или кальвинским. Кальвинизм распространился во Франции, в Нидерландах, проник также в Шотландию, где его возглавил Джон Нокс, основатель “пуританизма” (последователей чистоты христианского учения), и в Польшу, где к нему присоединились главным образом крупные землевладельцы во главе с князьями Радзивиллами.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.