Жизнь Церкви в XІX веке

Элладская Церковь

В начале XІX века в Греции начались восстания против турецкого ига. Восстание греков было подавлено очень жестоко, но в дело освобождения Эллады вмешались великие державы, и в 1827 году союзный флот разбил у Наварин турок. Греция была объявлена самостоятельной, но европейские правительства дали ей конституцию, по которой Церковь в пределах королевства была связана с государством. В 1833 году парламент издал закон о независимости Элладской Церкви от Константинополя. Константинополь признал Элладскую Церковь автокефальной только в 1870 году.

Другие Православные Церкви (Иерусалимская, Александрийская, Антиохийская и Кипрская) продолжали весь XІX век входить в пределы Османской империи.

Несмотря на свое зависимое положение, Константинопольский Патриархат имел на всем протяжении XІX века большое значение для других Православных Церквей. Им была основана в 1844 году около Константинополя на острове Халки высшая богословская школа.

Греческое правительство со своей стороны основало богословский факультет при Афинском университете. Главным центром духовной жизни Элладской Церкви продолжал быть св. Афон, на котором подвизался св. Никодим Святогорец (память 27.07 н.ст.), составивший большой сборник выдержек из творений свв. отцов “Добротолюбие”, на котором воспитались многие поколения монахов.

Сербская Церковь

В 1804 году сербы восстали против турецкого ига, но восстание было жестоко подавлено. В 1814 году произошло второе восстание, и сербы получили полуавтономию. В церковном отношении у них не было единства. Часть тяготела к австрийской митрополии в Сремских Карловцах, другая к Белградской митрополии, а Черногория установила у себя особое духовное управление во главе с князем-епископом, который был одновременно духовным и светским главой.

Сремская митрополия была возведена в 1848 году в Патриархат и, так как под Австрией православным христианам жилось легче, чем под турками, центр церковной жизни да 1878 года был там. Только после войны 1877-1878 года Сербская Церковь получила автокефалию.

Болгарская Церковь

Болгария дольше других славянских стран оставалась под турецким игом. Еще в 1876 году турки произвели в некоторых болгарских областях почти полное избиение христианского населения. Освобожденная русскими войсками, Болгария только в северной части получила автономию.

Болгарская Церковь была провозглашена независимой от Константинополя турецким султаном, но ее самостоятельность не была признана Патриархатом. Из-за нежелания болгар, живших в пределах Константинопольского Патриархата, подчиниться Патриархату и желания их создать параллельную иерархию произошла схизма, и Болгарская Церковь до 1945 года была вне литургического общения с другими автокефальными Церквами.

Румынская Церковь

Румынская Церковь пережила в ХІХ веке очень тяжелые испытания. В 1859 году княжества Молдавии и Валахии образовали одно государство, принявшее название Румынии. Во главе нового княжества встал Иоанн Куза, ревностный католик, который провел ряд церковных реформ: богослужение, которое до этого совершалось на церковно-славянском языке, стало совершаться по-румынски, был введен латинский шрифт вместо кириллицы.

В 1885 году Румынская Церковь провозгласила свою независимость.

Второй и третий король, Карл и Фердинанд Гогенцоллерны, были еще католиками, и только принц Карл (1893) был крещен по-православному.

Главным центром монашеской жизни в Румынии была Нямецкая лавра в Молдавии.

Грузинская Церковь

Грузинская Православная Церковь была под постоянной угрозой персов. После войны 1828 года она вошла в пределы русской империи, но потеряла свою независимость. Вместо автокефальной Церкви, существовавшей с древних веков, был учрежден Экзархат Святейшего Синода, возглавляемый русскими архиепископами. Только епископы и духовенство остались грузинскими.

Русская Церковь

В ХІХ веке государственная власть в России продолжала попытки подчинить це­рковные дела интересам государства. Только деятельность митрополита Московского Филарета (Дроздова), замечательного ученого, проповедника и блюстителя прав Церкви, дала возможность вполне развить отдельные области церковной жизни.

В 1813 году было учреждено Библейское Общество России, деятельность которого способствовала духовному просвещению: были сделаны переводы Библии на русский язык и языки народов, населявших Россию, издано Евангелие с параллельным славянским и русским текстом. Отрицательной же стороной издательской деятельности Общества было то, что Церковь была отстранена от дела издания, и Слово Божие распространялось при помощи государственных учреждений.

В 1817 году император учредил Министерство Духовных Дел и Народного Просвещения, которое, вместо самой Церкви, должно было проводить христианские начала в жизнь.

В течение всего века наблюдался отход интеллигенции от Церкви. Только отдельные представители интеллигенции жили церковными интересами и болели о ее проблемах. Огромное большинство русских культурных людей ХІХ века жило рядом с Церковью, но не в Церкви, и иногда было явно враждебно Церкви.

Одной из основных трудностей в церковной жизни России было полное оскудение и обеднение сельского духовенства.

В то же время за ХІХ век Русская Православная Церковь не только расширилась в своих пределах, но и значительно приумножила количество епархий, число которых достигло 68 при 71 викарии. Все же число епископов было очень незначительным по отношению к многочисленной и разбросанной по обширной территории пастве.

Католическая Церковь в ХІХ веке

В начале века римско-католической Церкви пришлось пережить много испытаний в связи с французской революцией и Наполеоновскими завоеваниями. Очень много духовенства пострадало во время террора, другая часть эмигрировала в Россию и Англию.

При Наполеоне впервые был проведен принцип безрелигиозности армий. Великая армия “20 языков”, шедшая в Россию в 1812 году, не имела в своем составе ни одного духовника.

В 1854 году папой Пием ІХ был провозглашен догмат о том, что Божия Матерь была в момент Своего зачатия изъята от последствий первородного греха вменением будущих заслуг Спасителя. Новый догмат не был принят Православной Церковью, как не соответствующий церковной традиции.

В 1870 году Пий ІХ созвал в Риме собор, который успел проголосовать только один вопрос: о власти папы. Согласно ватиканскому догмату, папе принадлежит высшая юрисдикционная власть над всей Вселенской Церковью и он “пользуется той непогрешимостью (безошибочностью), которую обещал Божественный Искупитель Своей Церкви; тем самым определения Римского Первосвященника сами по себе, а не с согласия Церкви, неизменяемы”.

Догмат о непорочном зачатии, а особенно догмат о непогрешимости папы, усилили разделение между христианами и сделали еще более трудным восстановление их единства.

В ХІХ веке римско-католическая миссия распространилась по разным странам, еще не затронутым христианской проповедью (Африка, Полинезия).

Англиканская Церковь в ХІХ веке

Англиканская Церковь включает в себя несколько отдельных течений, разнящихся друг от друга довольно значительно в отношении догматов, но сохраняющих не только административное, но и литургическое единство. В течение почти всего ХІХ века перед ней стоял вопрос о взаимоотношении с римским католичеством. В середине века возникло движение, стремившееся к возрождению Церковного предания и изучению отцов Церкви. Оно известно под названием Оксфордского движения. Многие члены движения перешли в католичество, другие составили внутри Англиканской Церкви ее правое крыло “англо-католиков”.

Одновременно с прокатолическим движением возникло стремление ближе познакомиться с Православием.

Миссия Англиканской Церкви распространилась широко по Северной Америке, Африке и Австралии. Особенно деятельной в Америке была одна из ветвей англиканства – методизм, основанная Джоном Веслеем.

Протестантство в ХІХ веке

Как лютеранство, так и кальвинизм в ХІХ веке пережили период рационализации. Протестантская наука, главным образом германская, в своем критическом отношении к церковной традиции ушла очень далеко по пути отрицания основ христианской веры, но в значительной мере продвинула многие богословские науки, в том числе критику библейского текста.

Протестантские миссии широко несли в течение всего века Слово Божие непросвещенным народам. Внутри самого протестантизма произошли многочисленные подразделения на отдельные секты и религиозные общества.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.