Жизнь Церкви в XX веке

Православные Церкви в ХХ веке

В жизни Православных Церквей произошли в течение первой половины века значительные перемены. Константинопольский Патриархат, который в начале века охватывал часть Балканского полуострова и всю Малую Азию, значительно сократился. В Европе часть епархий отошла к Греческой и Болгарской Церквам после балканских войн 1912-13 годов, а вся Малая Азия, после поражения греков турками в 1922 году, была дехристианизирована.

В древнейших митрополиях – Кесарийской, Мир Ликийской и других малоазиатских православных центрах, кроме Смирны, теперь все храмы закрыты, а православное греческое население выселено.

За Константинопольским Патриархатом сохранились только митрополии вокруг Царьграда, св. гора Афон и некоторые острова. Но авторитет Вселенского Патриарха значительно возрос, и к нему чаще стали обращаться отдельные группы православных, находящихся вне своих Поместных Церквей. В 1920 году был основан в Лондоне особый Экзархат Константинопольского Патриарха для Западной Европы. Кроме Европы, особые Экзархаты основаны также в Северной Америке и Австралии.

Иерусалимский Патриархат, состоящий в своем большинстве из арабов, хотя и малочислен, но живет интенсивной церковной жизнью.

В Антиохийский Патриархат, который уже много веков назад покинул свою древнюю столицу и находится в Дамаске, входят православные, в большинстве арабы, живущие в Ливане, Сирии и рассеянные по всему свету. В последние годы в среде молодого церковного поколения Патриархата возникло движение, стремящееся оживить церковную жизнь.

Кипрская Автокефальная Церковь, независимость которой восходит к V веку, несмотря на все испытания и завоевания, твердо блюдет Православие, и церковная жизнь на острове очень деятельна.

Элладская Православная Церковь в ХХ веке переживает обновление церковной жизни благодаря миссионерским и просветительским движениям – “Зои”, “Актинес” и “Апостолики Диакония”. В Афинах и Салониках действуют богословские факультеты. В Греции состоялся также первый всеправославный съезд богословов.

Сербская Православная Церковь объединилась в 1920 году в Патриархат, в который вошли не только сербские епархии, но и Черногорская Митрополия и Карловацкая Архиепископия, до этого находившаяся в пределах Австро-Венгрии.

Церковная жизнь сосредоточилась главным образом в монастырях, но надо отметить также большое народное движение “богомольцев”, возглавлявшееся еп. Николаем (Велемировичем). В Белграде действовал богословский факультет при университете, а в больших городах – семинарии.

Болгарская Церковь, которая до 1953 года управлялась Синодом, стала Патриархией. Первым Патриархом был избран митрополит Кирилл. Богословский факультет при Софийском университете преобразован в Духовную Академию.

Румынская Православная Церковь объединилась в 1920 году в Патриархат. В Румынии, так же как и в Болгарии, монастыри продолжали быть крупными духовными центрами. Высшие богословские школы действовали в Бухаресте и Черновицах.

Албанская Православная Церковь получила в 1937 году автокефалию от Константинопольского Патриарха. Она управляется Архиепископом Тиранским.

Древняя Грузинская Церковь восстановила свою независимость и избирает своего главу – Католикоса. Она претерпела в течение веков много гонений, но осталась верной Православию.

Финляндская Православная Церковь, отделившаяся от Русской в 1918 году, подчинена Константинопольскому Патриарху. Древний Валаамский монастырь, после перехода острова, на котором он был расположен, к СССР, перевезен вглубь страны. Там продолжается строгая монашеская жизнь.

Польская Автокефальная Церковь, отделившаяся после революции от Русской, была признана Русской Православной Церковью только в 1948 году. В нее вошли многочисленные униаты, воссоединенные с Православием после 2-й мировой войны.

Православные Церкви Эстонии и Латвии вошли после 1944 года в состав Московского Патриархата.

Японская Православная Церковь, возглавлявшаяся в начале века просветителем Японии Архиепископом Николаем (Касаткиным), а после него Митрополитом Сергием (Тихомировым), у которого помощником был епископ из японцев, управляется после 2-й мировой войны епископами, присылаемыми из Северной Америки.

В Русской Православной Церкви был проведен в 1917-18 годах Поместный собор, на котором был вновь избран после больше чем двухвекового перерыва Патриарх. Им стал святитель Тихон (Белавин). Собор имел исключительное значение в жизни Церкви. На нем были приняты определения о Епархиальном Управлении, о викарных епископах и об уездных собраниях, о приходском уставе, о реформе духовных учебных заведений. Таким образом, собор разработал и ввел в действие новый строй церковной жизни, установил твердые основания ее канонического строя и широким привлечением мирян к церковной работе дал возможность Церкви выстоять в тех трудных условиях, в которые она вступала. В ХХ веке Русская Православная Церковь пережила тяжелое гонение. Много епископов и священников было убито, тысячи храмов разрушены, все духовные заведения закрыты. Только в конце 80-х Церковь получила возможность приступить к восстановлению храмов и налаживанию церковной жизни.

В последнее время существует движение к сближению с Абиссинской, Армянской и Индийскими Церквами (так называемыми древлеправославными).

Православные живут теперь по всей земле, и нет страны, где бы не существовало хотя бы небольшого местного православного меншинства.

Католическая Церковь в ХХ веке

В начале ХХ века во Франции было проведено отделение Церкви от государства, сопровождавшееся конфискацией церковного имущества, закрытием монастырей и изгнанием монашеских орденов. Только после 1-й мировой войны 1914-1918 гг. в большинстве стран Европы наступил поворот в сторону веры. Ордена вернулись во Францию, были основаны движения католической молодежи, объединения католических докторов, профессоров и инженеров. Внутренняя миссия католической Церкви очень расширилась и углубилась.

В связи с провозглашением в 1950 году догмата о Вознесении Божией Матери, папа произвел опрос не только всех епископов, но и приходов. Были также точно определены пределы папской непогрешимости (безошибочности). Только новые догматические формулировки подходят под определение Ватиканского собора, тогда как все папские энциклики не являются непогрешимыми.

В римско-католической Церкви замечаются за последнее время усиление изучения Библии и значительное литургическое движение. В 1929 году восстановлена по Латеранскому договору светская власть папы над территорией Ватикана.

Англиканская и протестантская Церкви в ХХ веке

В начале века в Англиканской Церкви усилился интерес к Православию, а в 1925 году, в 1600-ю годовщину Первого Вселенского Собора, Англию посетили Восточные Патриархи и представители Православных автокефальных Церквей. Вопрос о признании англиканской иерархии до сих пор еще не решен, хотя обсуждался многократно как с православными, так и с католиками. В последние годы в Англии возобновилась монашеская жизнь и основаны монастыри.

Основанная в ХVII веке старо-католическая Церковь, центр которой находится в Утрехте, в Голландии, восприняла в свои ряды много католиков, не принявших ватиканского догмата. Она существует теперь в Швейцарии, Германии и Голландии. Попытки сближения ее с Православием до сих пор не привели к окончательным результатам.

Лютеранская Церковь в Германии пережила после 1-й мировой войны подъем, связанный отчасти с гонениями. В ней довольно широко развилось литургическое движение. Скандинавские страны, наоборот, переживают серьезный религиозный кризис, который соединяется с борьбой за свободу Церкви от государства.

Протестантские Церкви Америки были в течение 1-й половины ХХ века со своей стороны очень деятельны, как в отношении миссионерской работы, так и организации церковной жизни в США.

Реформатские Церкви находятся в периоде обновления. У них сильно литургическое движение и возникли попытки восстановить монашество (Община братьев в Клюни, Община в Граншан в Швейцарии).

Самым главным и важным событием в жизни протестантского мира в ХХ веке было всеобщее движение к единению и желание достичь если не догматического, то хотя бы административного единства.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.