Единая, Святая, Соборная, Апостольская

Важнейшие проблемы современной церковной жизни

С начала 1960-х годов среди Православных Церквей наблюдается стремление к более тесному единству в области решения общих проблем современной церковной жизни и взаимоотношения с другими христианскими конфессиями. Начиная с 1961 г. состоялся ряд Всеправославных совещаний, Всеправославных Предсоборных совещаний (1976, 1982, 1986), а также несколько межправославных Подготовительных комиссий (1976, 1990, 1993, 1995, 1999). Все они являются подготовительными этапами ко Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви, который намечен на начало XXI века. Основными темами собора должны стать такие аспекты межправославных взаимоотношений как автокефалия, автономия, православная диаспора (приходские общины вне основной территории Поместной Церкви) и диптихи. Предполагается выработка единой позиции по вопросам внутрицерковной жизни Православия, таким, как пост в современном мире, развитие монашества, вопрос о браке, миссии Церкви в современном мире и отношения с инославием.

Последнее особенно актуально в контексте проблем, возникающих в связи с участием Православных Церквей в экуменическом движении и Всемирном Совете Церквей (ВСЦ), созданном в 1949 г. Экуменическое движение появилось в результате стремления протестантских общин преодолеть свою разобщенность и вновь вернуться к вселенским основам. Поместные Церкви вступили в это движение, рассчитывая свидетельствовать перед протестантским миром об истине Православия и напоминать ВСЦ об изначальном смысле Евангельского учения, а также по ряду причин общественно-политического характера. Этому способствовало принятие ВСЦ в 1951 г. Торонтской декларации, где утверждалось право каждой Церкви сохранять свою собственную экклезиологию, то есть учение о Церкви, а также необязательность решений Совета для Церквей-членов.

Благодаря активному участию Поместных Церквей в деятельности ВСЦ, его догматический базис, являющийся основой для вступления в Совет, был расширен в сторону православной триадологии, учения о святой Троице.

Однако впоследствии в деятельности ВСЦ наметились тенденции, неприемлемые для православных: это вопрос о женском священстве, пересмотр традиционных отношений между полами, отказ от понятия греха, синкретические тенденции, приводящие к стиранию различий между Богооткровенной Евангельской религией и естественными языческими верованиями. Решения Совета практически не учитывали позиции и интересы Православных Церквей. Настала пора пересмотреть формы участия православных в экуменическом движении, для чего понадобилось согласование позиции Церквей по вопросу об отношении к ВСЦ, которое было выработано на межправославной встрече в Фессалониках в апреле 1998 г. Его основными итогами явилось осознание необходимости совместных действий, создание смешанной богословской комиссии по выработке богословски обоснованного отношения к экуменизму, а также сокращение контактов ряда Церквей с ВСЦ. Это позволит в будущем сохранить православную принципиальность в вопросах вероисповедных различий с протестантизмом. Самое важное, что такая позиция позволит сохранить главное в отношении православного христианина к инославию: желание искренне радоваться любому проявлению правоверия в других христианских конфессиях, сохранению ими крупиц Предания Церкви, и до глубины души переживать свойственные им отступления от Православия. Только религиозный индифферентизм, которому глубоко безразлична духовная жизнь человека, настаивает на немедленном объединении всех христиан, не взирая на вероисповедные различия, через которые не может переступить христианская совесть.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.