Константинопольский Патриархат

Очень часто только позиция России, защищавшей турецких христиан, спасала Константинопольскую Церковь от уничтожения и погромов. В 1774 году она официально получила право покровительства православным народам в Турции.

Только после Крымской войны в 1856 году султан Абдул-Меджид издает особую грамоту “Хатти-Хамаюн”, предоставляющую христианам равные права с мусульманами в империи. Одновременно принимается новое положение о церковном управлении, где права Патриарха впервые ограничиваются полномочиями Синода и так называемого Смешанного Совета, состоящего из 4 епископов и 8 мирян. В 1844 году открывается богословская школа на острове Халка. Тогда же в XIX веке каноническая территория Патриархата значительно сокращается: в 1833 году отделяется Элладская Церковь, в 1865 году – Румынская, в 1872 году – Болгарская, в 1879 году получает независимость Сербская Церковь, после балканской войны 1912 года часть епархий в европейской Турции отходят к Греческой Церкви.

Надежды на изменения положения в Патриархате были связаны с поражением Турции в 1-й мировой войне. Надежды не оправдались, но несколько изменилось отношение Вселенского Патриархата к другим Православным Церквам.

Попытки проведения всеправославных реформ

В 1919-1921 годах местоблюстителем Патриаршего престола был митрополит Брукский Дорофей, выступивший с широкой программой всеправославных реформ. В 1920 году он выпускает энциклику, в которой пытается выступить от имени всех Православных Церквей безо всякой предварительной консультации с их Предстоятелями. Согласно этой концепции Константинопольский Патриарх мыслился не только как первый среди равных ему по чести и достоинству епископов, но как глава всей Православной Церкви. Такое обращение стало возможным в связи с оккупацией Константинополя союзными войсками в 1920-1923 годах.

В 1921 году без ведома турецкого правительства на патриарший престол был избран Архиепископ афинский Мелетий (Метаксакис). С его именем свя зан целый ряд реформ, достаточно спорных с точки зрения всей полноты Православия. В 1922 году он признает законность иерархии англиканской церкви, а в апреле 1923 года издает Томос об обязательном и исключительном подчинении Константинопольскому Патриарху всей православной диаспоры, то есть тех приходов и епархий, которые в силу внешних причин утратили связи с Матерью-Церковью. В наибольшей степени это решение коснулось Русской Церкви, поскольку за государственными границами Советской России остались епархии и приходы в Америке, Эстонии, Польше, Финляндии, Латвии, Японии, Западной Европе, а также многочисленные православные русские эмигранты, бежавшие за границу от коммунистических преследований. Большинство этих Церквей оказались включенными в Константинопольский Патриархат на правах автономии.

Переход на ново-григорианский календарь

В июне 1923 года в Фанаре созывается Всеправославное совещание глав и представителей большинства Православных Церквей, где принимается решение о переходе на исправленный григорианский календарь, где неподвижные церковные праздники празднуются по новому стилю, а пасхалия совершается по юлианскому календарю. В результате в настоящее время по новому стилю совершают богослужения Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская (с 1967 года), Кипрская, Элладская, Албанская, Американская Церкви и Церковь Чешских земель и Словакии. В Польской Церкви западные приходы служат по новому стилю, а приходы на востоке страны – по старому. По юлианскому календарю служат Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская церкви.

Притеснения православных со стороны турецких властей

После 1923 года, когда войска союзников оставили Стамбул, Патриарху Мелетию пришлось бежать за границу, и с 1926 по 1935 год он был Патриархом Александрийским. Турецкие власти настаивали на выселении патриаршей резиденции со своей территории, только Лозаннский договор 1923 года и последующее соглашение между Турцией и Грецией 1930 года создали нормальную почву для дальнейшей жизни Патриархата в Турции. Бедственное положение Патриархата усугубилось так называемой “Малазийской катастрофой”, когда в результате поражения Греции в войне с Турцией в 1922-1923 годах все греческое население Малой Азии было либо уничтожено, либо эмигрировало. За время геноцида греческое православное население Турции сократилось с 2 миллионов до 120 тысяч человек. Константинополь лишился практически всех своих приходов на территории Турции. С этого времени турецкие власти взяли курс на вытеснение Православной Церкви со своей территории. В этой борьбе используются все методы, вплоть до физической расправы. В 1954 году в Патриархии был устроен погром, а 3 декабря 1996 года в храме святого Георгия была взорвана бомба. До этого взрывное устройство подкладывалось в 1994 году, а следующий взрыв прогремел в сентябре 1996 года. В августе 1971 года турецкие власти закрыли богословскую школу на острове Халка, а в ноябре 1998 года был распущен ее Попечительский Совет. Нынешний глава Церкви Патриарх Варфоломей (Архондонис) неоднократно заявлял общественности, что, начиная с 1992 года, Турция ведет психологическую войну против Вселенского Патриархата.

Современное устройство и жизнь Константинопольской Церкви

Из числа важных событий в жизни Константинопольского Патриархата в последнее время надо отметить взаимное снятие анафем между Римом и Константинополем, произведенное Патриархом Афинагором (Спиру) и папой Павлом VI 7 декабря 1965 года. С начала 60-х годов Патриархат выступает инициатором серии всеправославных совещаний, на которых обсуждаются актуальные проблемы жизни сегодняшнего Православия и происходит подготовка ко Святому и Великому Синоду Православной Церкви, который, по мнению Патриарха Варфоломея, может состояться уже в 2003 году. С 1966 года существует представительство Вселенского Патриарха в Шамбези (Швейцария).

В настоящее время Вселенский престол обладает:

–       4 митрополитами в Турции,

–       12 митрополитами в Греции,

–       с 1921 года существует греческая Архиепископия в Америке,

–       архиепископия в Австралии,

–       4 митрополии в Европе,

–       Западноевропейская Русская Архиепископия, возникшая в 1930-е годы на основе русских приходов в Европе.

В диптихе Церкви упомянуты автономная Церковь на острове Крит, Финляндская автономная Церковь, а также автономная архиепископия на территории Эстонии. В Америке в состав Патриархата входит и ряд украинских автономных Церквей. В юрисдикции Вселенского Патриархата традиционно находятся монастыри Афона, из которых 17 греческих, 1 русский, 1 сербский и 1 болгарский. Кроме закрытой школы на Халке Патриархат располагает институтом патристических исследований в Фессалониках, Академией на Крите и богословской школой на острове Патмосе. Патриархат осуществляет активную издательскую деятельность.

Предстоятель

Нынешний глава Константинопольской Церкви Патриарх Варфоломей (Архондонис) родился в 1940 году, закончил богословскую школу на Халке, а в 1961-1963 годах служил в турецкой армии. В конце 60-х годов изучал каноническое право в Риме. В 1973 году был рукоположен в митрополита Филадельфийского и являлся начальником канцелярии Константинопольского Патриарха Димитрия. Патриархом становится 2 ноября 1991 года. Патриарх – доктор богословия и права, почетный доктор многих европейских университетов. В настоящее время Патриарх активно участвует в экологическом движении в защиту окружающей среды, за что его иногда называют “зеленым Патриархом”.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.