Александрийский Патриархат

Патриарх Петр VIIГлава Александрийского Патриархата

Патриарх Петр VII


Глава Александрийской Церкви носит титул: Папа и Патриарх Александрии и всея Африки. Резиденция – Александрия, Египет. Кроме греческого населения Египта, в юрисдикцию Патриархата входит православное негритянское население Африки.

История основания Александрийской Церкви

Александрия была основана как портовый город в 332-331гг. до Р.Х. Александром Македонским на западной оконечности дельты реки Нила в Египте. Как резиденция династии Птолемеев она стала средоточием эллинистической науки и культуры. Именно здесь был совершен первый перевод Библейских книг с еврейского на греческий, который носит название Септуагинты – перевода Семидесяти Толковников. Этот перевод способствовал распространению христианства в античном мире, и именно он лег в основу славянских переводов Библии.

Наиболее авторитетная традиция приписывает основание Александрийской Церкви Апостолу Марку. Это могло произойти в 39-40 гг. Он благовествовал в Египте, Фиваиде и Пентаполе, основал много церквей в Александрии и мученически завершил там свой земной путь по одним сведениям в 62 году, по другим – в 68 году. Его тело было погребено в церкви Букола. В этой церкви впоследствии у гроба Апостола обретали упокоение его преемники по Александрийской кафедре. Это место привлекало к себе множество паломников. В 828 году венецианские купцы тайно изъяли мощи Апостола и перевезли их в Венецию.

Первоначально юрисдикция Александрийской Церкви распространялась на Египет и часть Северной Африки, входившей в Римскую империю.

Борьба с ересями в Александрийской Церкви

Становление Церкви происходило в противостоянии с разного рода сектами, бытовавшими в многонациональном городе. Эта борьба богословской мысли с ересями привела к сложению Александрийской богословской школы, виднейшими представителями которой были Климент Александрийский и Оргиген. Во II-III вв. Александрийская Церковь знала немало мучеников и исповедников за веру Христову, претерпевавших страдания от язычников и местных властей. Среди них- пострадавший в 311 году предстоятель Церкви святой епископ Петр.

В IV – VI вв. Александрия становится местом жарких богословских дискуссий. До возвышения Константинополя Александрия была главным христианским центром на Востоке, почему его епископы и носили титул “папа”. Арианские споры, которые начались в Александрии, выдвинули местных епископов на передний край борьбы с ересью. Необходимо особенно отметить святителя Афанасия Александрийского, занимавшего кафедру с 328 по 373 гг. В борьбе с ересью Нестория был знаменит святитель Кирилл Александрийский (412-444 гг.). Однако по-следователи св. Кирилла, в частности его преемник по кафедре Диоскор (444-451), неверно истолковали некоторые положения самого учения. На IV Вселенском Соборе Диоскор был низложен. Это стало началом заката некогда великой кафедры. В значительной степени этому способствовало то, что в самой Церкви долгое время шла борьба между монофизитствующими и православными епископами. Это привело к тому, что основная часть христианского населения Египта уклонилась в ересь и образовала Коптскую церковь, придерживающуюся монофизитского учения. Это привело к упадку Александрийского Патриархата как в церковном, так и в богословском отношении. Упадок самого города Александрии начался со времени его завоевания арабами в 642 году.

Александрийская Церковь в период турецкого господства

С захватом Константинополя (1453) турками-османами турецкое господство постепенно распространяется не только на Ближнем Востоке, но и на африканском континенте. В 1517 г. Египет был захвачен турками и превра щен в часть Османской империи. Жизнь Александрийской Православной Церкви в период турецкого господства мало чем отличалась от предыдущего периода тысячелетнего господства мусульман в Египте. Своей немногочисленной паствой управлял фактически сам Патриарх, при котором иногда был еще один архиерей. Духовенство было малограмотным. Александрийская Церковь имела один храм в Александрии, один в Рахитии, один в Дамиетте и четыре в Каире. Малочисленность православного населения и тяжелое финансовое положение производили угнетающее впечатление. Церковь жила благодаря поддержке других Православных Восточных Патриархатов и щедрой помощи из России. Происходит окончательное оформление зависимости восточных патриархов от Константинопольского престола, с 1517 по 1846 годы они имеют свою резиденцию в Фанаре. Одной из проблем становится усиление католической и протестантской пропаганды в Восточном Средиземноморье. Определенную роль в противодействии им сыграл патриарх Кирилл Лукарис (1601–1620). Кирилл Лукарис некоторое время (с 1612) временно управлял Константинопольской Церковью, но по проискам католиков вынужден был покинуть Констан­тинополь. Но после кончины Вселенского Патриарха Тимофея II (4 ноября 1620) Синод Константинопольской Церкви единоглас­но избрал “добродетелью и мудростью известного” Кирилла Лукариса, а на Александрийский престол был избран Герасим Спарталиотис (1620–1636).

В 1805 году Мухамед-паша добивается политической независмости Египта, однако одновременно усиливаются антихристианские настроения местного населения. Как реакция на антихристианский погром, Великобритания вводит в 1882 году в Египет свои войска, и только в 1922 году страна вновь обретает независимость.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.