Антиохийский Патриархат

Патриарх Игнатий IV (Хазим)Глава Антиохийского Патриархата

Патриарх Игнатий IV (Хазим)


Глава Антиохийской Церкви носит титул: Патриарх Великого града Антиохии и всего Востока. Резиденция – столица Сирии Дамаск. Юрисдикция Антиохийского Патриархата простирается на Сирию, Ливан, Ирак, Кувейт и Иран, часть приходов находится в южной Турции, в Австралии и в Америке. Численность прихожан составляет до 750 тыс. человек, в основном это национальная арабская церковь.

История основания Антиохийской Церкви

Христианство в Антиохии появляется в самом начале евангельской проповеди апостола Павла. Именно в этом городе ученики Христа, как свидетельствуют Деяния Апостольские, стали называться христианами (Деян. 11, 19-26). Первым епископом в Антиохии был святой апостол Петр в 38-46 годах. Антиохийская церковь объединяла множество общин, и уже святой Игнатий Богоносец (69-110 годы) именуется епископом Сирии. Во II-III веках он уже обладает правом созывать Поместные соборы. В этой же время в Антиохии возникает самостоятельная богословская школа, во главе которой стоял Лукиан. Несмотря на целый ряд замечательных личностей на антиохийском престоле, значение этой кафедры с IV века начинает падать. В 431 году из-под ее юрисдикции выходит Кипрская церковь, а на IV Вселенском Соборе епископ Иерусалимский Ювеналий окончательно выходит из-под контроля антиохийского предстоятеля и договаривается о взаимных границах с Патриархом Максимом. Часть местного населения Патриархата также уклоняется в раскол: в 498 году откалываются халдеи-несториане, в 513 году – сиро-яковиты, в 681 году в монофелитскую ересь уклоняются ливанские марониты.

В 634 году Антиохию захватывают арабы. Однако положение христиан в Халифате первоначально было достаточно привилегированным. Они имели прочные позиции в торговле, фактически монополизировали занятия медициной, из них почти полно­стью комплектовалось низшее и среднее звено административного аппарата. Арабы охотно использовали бывших ви­зантийских чиновников на службе в налоговом ведомстве; делопроизводство в Сирии вплоть до начала VIII века велось на греческом языке. До начала VIII века православные предстоятели Антиохийской кафедры продолжали жить в Константинополе. Патриаршество в Антиохии было восстанволено только в 742 году при патриархе Стефане.

В X веке император Никифор II Фока (963–969) одержал ряд блестящих побед над мусульмана­ми, вернув в состав империи Крит, Кипр, Киликию и ряд областей Северной Сирии. Однако военные неудачи мусульман усилили межконфессиональную напряженность на Ближнем Востоке: каждый триумф Никифора провоцировал погромы христиан в Палестине и Сирии. Одной из жертв этих гонений стал Антиохийский Патриарх Христофор, убитый в 967 г.

Византийский период продолжался до 1084 года. Хотя большинство Патриархов избиралось при участии императора и получало поставление в Константинополе, они ве­ли себя достаточно независимо по отношению к Вселенскому Патриарху. В конце Х–XI веков Антиохия была крупным центром христианской куль­туры, как грекоязычной, так и арабской. В окрестностях города процветало созвездие монастырей, где подвизались монахи греческого, грузинского, арабского, армянского происхождения, разворачивалась активная литератур­ная деятельность. Самым заметным из византийских писателей этой среды был Никон Черногорец, крупнейший специалист в области церковного права 2-й половины XI века.

В 1099 году крестоносцы, захватив Антиохию, ликвидировали там православный Патриархат, который был возрожден только в 1268 году.

К 1291 г. крестоносцы утратили свои последние владения на Востоке. Однако христиане, составлявшие в XI века едва ли не половину населения Сирии и Палестины, через 200 лет были почти полностью уничтожены, пре­вратившись в небольшие группы местного населения. XIV–XV столетия представляют собой самые “темные века” в истории Антиохийского Патриархата.

Антиохийские Патриархи с середины XIV века избрали своей постоянной резиденцией Дамаск, крупней­ший экономический и культурный центр Сирии; этот город до настоящего времени остается местом пребывания Антиохийских первосвятителей.

В 1516 году Сирия попадает под власть турок-османов. Христиане здесь, как и по всей империи, были объединены в национальные общества (милеты), которые обладали фактически статусом “государства в государстве” и возглавлялись своими духовными иерархами. Главой всего православного милета являлся Константинопольский Патриарх, представлявший интересы православных перед османскими властями; Антиохийский Патриарх, после избрания получавший в качестве главы православных христиан Сирии султанский берат, был, как и другие восточные Патриархи, официально подчинен Вселенскому престолу. Православные пользовались особыми привилегиями по сравнению с прочими немусульманскими конфессиями.

XVI-XVII века отмечены беспрецедентным размахом внешнеполитической активности восточных Патриархов, расширением их связей с зарубежными единоверцами – Московским царством, западнорусскими землями в составе Речи Посполитой, Грузией.

Первые века османского владычества на Ближнем Востоке отмечены новым подъемом арабо-православной культуры. Наибольшую ценность представляют оригинальные сочинения патриарха Макария III – описание Грузии (где он побывал в 1664-66 и 1668-69 гг.) и труды по церковной истории. Вершиной арабо-православной культуры XVII в. стали труды сына Макария, диакона Павла Алеппского († 1669). Крупнейшее его произведение – описание путешествия Патриарха Макария в Россию, блестящий образец географического жанра в арабской литературе.

В 1860 году сирийских христиан постигла трагедия, когда в Дамаске в ходе резни и погрома была уничтожена значительная часть христианской общины города и разрушены все церкви.

Возникшее в России в 1882 году Императорское Православное Палестинское Общество с конца XIX века активно сотрудничало с Антиохийским Патриархатом и создало в Сирии сеть образовательных учреждений, ориентированных на русскую культуру.

Почти всю историю Церкви Антиохийский престол занимали исключительно клирики греческого происхождения. В 1870-1900-е годы Иерусалимский и Антиохийский Патриархаты охватил греко-арабский конфликт. Главным лозунгом сирийских арабов было возвращение Антиохийского престола в руки арабских иерархов. В 1872 г. митрополиты-арабы в Бейруте пытались низложить грека Иерофея I, но отступили под давлением османских властей. Лишь с огромным трудом греческой партии удалось в 1891 г. добиться избрания своего ставленника, митр. Фаворского Спиридона. После двух лет ожесточенного противоборства победу одержал арабский кандидат, митрополит Мелетий Думани. Митрополиты-греки покинули Сирию, а соседние Патриархаты долгое время отказывались признавать Мелетия, считая его избрание неканоничным. Отношения были нормализованы лишь в 1906 г. при следующем Патриархе, Григории III Хаддаде. С тех пор Антиохийская Церковь сохраняет чисто арабский характер.

Результатом теплых отношений между Русской и Антиохийской Православными Церквями стало открытие в 1848 г Антиохийского подворья в Москве (в Ипатьевском переулке). В 1929 г. оно было закрыто, а с 1948 г. обрело свое новое место в храме св. Архангела Гавриила и вмч. Феодора Стратилата (Телеграфный переулок).

При Патриархе Григории III в 1906 г. создается устав Антиохийской Церкви. В 1972 году при Патриархе Илии IV был принят новый устав, продолжающий действовать до сих пор. В 1930-е годы Антиохийская Церковь перешла на григорианский календарь (новый стиль).

Современное устройство и жизнь Антиохийской Церкви

Ныне в Патриархате насчитывается около 600 храмов и 20 монастырей. В настоящее время в Антиохийской Православной Церкви насчитывается 18 епархий:

–       6 епархий в Сирии,

–       6 епархий в Ливане,

–       3 епархии в Турции,

–       1 епархия в Ираке и Кувейте,

–       2 епархии на Американском континенте.

Титулярные епископы находятся непосредственно в подчинении Патриарха.

Под его председательством делами Церкви управляет Святейший Синод, в который входят все правящие архиереи, кроме епархий Турции (Амидской, Феодосиупольской и Тарсийско-Аданской). В Баламандском монастыре действует Православный университет, а также Семинария св. Иоанна Дамаскина. Имеются также арабские учебные заведения в Дамаске, Эмесе (Хомсе), Лаодикии, колледжи в Триполи, Баламанде и Тиро-Сидонской епархии, а также начальные школы в каждой митрополии. Греческие школы действуют в Бейруте и Дамаске. Церковная печать представлена рядом ежемесячных журналов, издаваемых в Дамаске (“ал-Насра”),в США (“The Word”), в Бейруте (“ан-Нур”).

Предстоятель

Церковь возглавляет с 1979 г. по настоящее время Патриарх Игнатий IV (Хазим). Предстоятель родился в 1920 году, а с 1962 года, до своего избрания, являлся епископом и патриаршим викарием.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.