Московский Патриархат

С расширением государственных границ возрастала численность паствы Русской Церкви. В состав России вошла Сибирь. Русскими миссионерами были крещены многочисленные ее народности.

Драматическим событием в церковной жизни явились предпринятая Святейшим Патриархом Никоном (1652-1658) реформа богослужебных обычаев и исправление богослужебных книг. Приверженцы старины на Соборах 1654 и 1656 гг. отказались принять нововведения, что привело к расколу в Церкви. Клятвы (прещения) на придерживавшихся старых обрядов и книг, наложенные Соборами 1656 и 1666-1667 годов, были отменены Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1971 году.

Синодальный период

В начале XVIII веке Петр І изменил церковное управление. В 1721 году была учреждена Духовная коллегия, вскоре преобразованная в Святейший Правительствующий Синод. В 1723 году Синод был признан Восточными Патриархами равночестным им Братом о Христе.

В синодальный период не оскудевали духовные силы Русской Церкви. И в это время она уделяла большое внимание миссионерской деятельности. На американском севере в конце XVIII века проповедовал веру Христову инок Валаамского монастыря, старец Герман Аляскинский, канонизованный Автокефальной Православной Цер­ковью в Америке в 1970 году. В 1840 году русским епископом в Америке, с кафедрой на острове Ситха, стал святитель Иннокентий (Вениаминов), впоследствии митрополит Московский, канонизованный Русской Церковью в 1977 г. Он проповедовал на языках местных народностей, составил азбуку для них, переводил священные книги, сам писал духовные сочинения. На островах Японии иеромонах, впоследствии архиепи­скоп, святой равноапостольный Николай, канонизованный Русской Церковью в 1970 г., основал в 1870 г. Русскую Духовную Миссию в Токио и возглавил ее. Изучив в совершенстве японский язык, он перевел на него священные и богослужебные книги, проповедовал на японском языке, на этом же языке велось преподавание в основанной святителем Николаем духовной семинарии. Были учреждены православ­ные миссии в Сибири, на Алтае, в Поволжье, на Кавказе, в Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Китае. В результате деятельности Урмийской миссии были воссоединены с Православием тысячи ассирийцев, придерживавшихся несторианства. В 1870 году открыто было Православное Миссионерское общество. Русская Церковь несла духовную культуру во все просвещаемые ею земли.

В XIX в. Русская Церковь воодушевляла и поддерживала освободительное движение русского народа в Отечественной войне 1812 года, духовно и материально помогала русской армии в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг., освободив­шей Болгарию и другие страны Балканского полуострова от многовекового османского владычества.

Богословская наука, возросшая на духовном опыте прошлого, достигла большого расцвета в конце XIX в. Тогда же в Русской Церкви зародился экуменический интерес в духе исконно русского дружелюбия и веротерпимости к вероучению и жизни неправославных христианских Церквей.

Укреплялись межправославные связи. Русская Церковь продолжала заботиться о Православных Церквах-Сестрах, нуждавшихся в молитвенной и материальной помо­щи, содействовала возрождению духовного просвещения на православном Востоке. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, основанная в 1847 г., способствовала укреплению братских отношений между Иерусалимской и Русской Православными Церквами. Православное Палестинское общество, организованное в 1882 г., содержа­ло свыше 100 школ в Палестине и Сирии. Оно проводило большую научную, историко-археологическую работу.

Восстановление патриаршества

В начале XX в. в Русской Церкви особенно проявилось стремление к возрождению патриаршества. Но осуществились эти чаяния только после падения монархии. 15 августа 1917 г. открылся Поместный Собор Русской Церкви, избравший 5 (18) ноября митрополита Московского Тихона (Белавина) (1865—1925) Патриархом Московским и всея Руси. 23 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, который доныне является основополагающим документом, определяющим отношения Церкви и госу­дарства.

В своем завещании от 24 марта (6 апреля) 1925 года Святейший Патриарх Тихон призвал верующих, “…не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких уступок и компромиссов в области веры, в гражданском отношении быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо…” Патриарший Местоблюститель, а с 1943 года — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий много труда положил на восстановление внутреннего единства нашей Церкви, которому в те годы постоянно угрожали расколы как внутренние — обновленцы, живоцерковники, самосвяты и другие, так и зарубежный, называемый карловацким, раскол. Митрополит Сергий уберег паству от расколов, направил жизнь Церкви по нормальному руслу. Церковь продолжала осуществлять свою спаситель­ную миссию в новых условиях ее внешнего бытия.

Во время тяжелых общенародных испытаний Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. высокий патриотизм Русской Православной Церкви вновь проявился в заботе об инвалидах войны и их семьях, о многочисленных сиротах, в пожертвовани­ях больших средств на содержание госпиталей и детских домов. В первые часы войны Блаженнейший Митрополит Московский Сергий обратился к верующим с Посланием, в котором призвал всех православных людей мужественно встать на защиту своего Отечества. В фонд обороны клирики и миряне внесли огромные денежные суммы, на которые были построены танковая колонна имени Димитрия Донского и авиационная эскадрилья имени Александра Невского, переданные в дар Красной Армии. Верующее население и духовенство на временно оккупированных врагом территориях активно помогали партизанским отрядам, действовавшим во вражеском тылу, и сами вступали в ряды партизан.

В феврале 1945 года в Москве состоялся Поместный Собор, избравший Патриар­шего Местоблюстителя Митрополита Ленинградского Алексия (1877-1970) на Мос­ковский Первосвятительский престол. Святейший Патриарх Алексий чистотой своей христианской жизни и монашеским подвигом, способностью мудро разрешить главнейшие внутренние и внешние церковные проблемы снискал всеобщее уважение. Его отеческая любовь и доброта безраздельно привлекали к нему, вызывали искреннюю любовь верующих. За 25 лет первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия было восстановлено церковное единство, были возрождены разрушенные войной храмы и монастыри, открыты духовные школы. На укрепление межправославных связей и расширение экуменического диалога и сотрудничества было обращено особое внимание: в 1946 г. был учрежден для этого Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.