Грузинская Православная Церковь

Католикос-Патриарх Илия II (Шиолошвили)Глава Грузинской Православной Церкви

Католикос-Патриарх Илия II (Шиолошвили)


Предстоятель Церкви носит титул: Архиепископ Мцхетский и Тбилисский, Католикос-Патриарх всея Грузии. Резиденция Предстоятеля – Тбилиси. Юрисдикция Церкви распространяется не только на территорию Республики Грузия, но на всех православных грузин вне зависимости от места жительства. В настоящее время Церковь насчитывает 2-3 млн. верующих.

История основания Грузинской Церкви

Первыми проповедниками христианства на территории Грузии были святой апостол Андрей Первозванный и Симон Канонит. Массовое крещение грузин состоялось в IV веке в результате миссионерской деятельности святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, при поддержке царя Мириана, скончавшегося в 342 г. В 326 г. христианство было объявлено государственной религией. Известно, что в конце IV – начале V века в Абхазии находился в ссылке святитель Иоанн Златоуст. Своего высшего расцвета и в политическом и в церковном отношении Грузия достигала при царе Вахтанге I Горгослане (446-499). К этому времени относится перевод на грузинский язык Священного Писания Нового Завета.

Автокефалия Грузинской Церкви получена от Антиохийского Патриархата в V-VII веках, однако точное время обретения церковной независимости не установлено до сих пор. Очевидно, фактическая самостоятельность Церкви существует со времени правления Вахтанга I, VI Вселенский собор (681 г.) официально подтвердил эту автокефалию, а с 1010 г. предстоятель Церкви носит титул Католикоса-Патриарха. Первым Католикосом был Патриарх Мелхиседек.

Дальнейшая судьба Грузинской Церкви связана с кровопролитной борьбой ее народа с исламом. В VIII веке страна подверглась опустошению со стороны арабов. Новый взлет Грузинского Православия связан со вступлением на престол Давида IV Строителя (1089-1125), который занимался строительством и упорядочением церковной жизни. Расцвет церковной жизни продолжался и при благоверной царице Тамаре (1184-1213), когда в Грузии появилось значительное число собственных богословов и церковных писателей.

В ХIV веке, в связи с разделением Грузинского Царства на Восточное и Западное, единая некогда Церковь была разделена на два Патриархата, один из которых имел свою резиденцию в Мцхете, а другой – в Кутаиси. Однако еще в XIII веке нормальная церковная жизнь была нарушена монгольским завоеванием, которое сменилось нашествием турок-османов. XVII век ознаменовался насилием над православными со стороны персидских шахов. Так, в 1617 г. по приказанию шаха Аббаса в Пасхальную ночь были зарезаны 6000 иноков Давидо-Гареджийского монастыря.

В составе Русской Церкви

Грузинские цари неоднократно обращались к единоверной России с просьбой о помощи. В 1801 г. император Александр I издает манифест, согласно которому и Восточная, и Западная Грузия были присоединены к России. Католикос Грузии Антоний II в 1810 году был приглашен на заседание Святейшего Синода в Петербург, после чего в остался в России. Императорским указом 1811 г. Грузинская Церковь была обращена в экзархат, которым она и оставалась до 1917 г. Экзарх в сане архиепископа назначался Синодом исключительно из россиян. За это время произошли важные события в жизни Грузинского Православия, была открыта Духовная Семинария в Тбилиси в 1817 г., а в 1894 Кутаисская Духовная Семинария. Начали издаваться периодические издания на грузинском языке. В 1888 г. в Тбилиси был открыт церковно-археологический музей. Постепенно развивалась православная миссия среди мусульманских народов. В 1860 г. возникло “Общество восстановления христианства на Кавказе”.

Восстановление автокефалии

В начале XX века усилилось стремление православных грузин к восстановлению автокефалии, которое особенно ярко проявилось в деяниях Предсоборного Присутствия в 1906-1907 годах. После февральской революции 12 марта 1917 г. в Мцхете был созван собор грузинских епископов и духовенства, который в одностороннем порядке без согласия всей полноты Церкви объявил о восстановлении автокефалии. Законный экзарх Грузии архиепископ Платон был насильственно отстранен от своих обязанностей. Автокефалию Грузинской Церкви признало лишь Временное Правительство, что еще больше разожгло внутрицерковный конфликт. В сентябре 1917 г. духовенство и миряне избрали нового Католикоса всея Грузии епископа Кариона, который до этого был епископом в Полоцке. Сразу после этого Грузинская Церковь взяла курс на национализацию приходов и учебных заведений, откуда выживались русские священники, преподаватели и студенты. Это привело к конфликту Грузии с Матерью-Церковью. 29 декабря 1917 года Святейший Патриарх Тихон призвал грузин вернуться в состав Русской Церкви и получить автокефалию в законном порядке на Поместном соборе. Отказ от этого канонически справедливого предложения вызвал разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Только 31 октября 1943 года, после избрания митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси и приветственного послания Католикоса Каллистрата, церковное общение было окончательно восстановлено. Необходимо отметить, что в советский период истории Грузинская Церковь претерпела гонения и репрессии от безбожного режима, как и вся Русская Церковь.

Величайшие святыни Грузии

Из числа наиболее известных храмов Грузии стоит отметить храм в Мцхете, называемый “Свети-Цховели” (“Живоносный Столп”), построенный еще царем Мирианом. По преданию, здесь хранилась великая святыня – нешвенный хитон Господень. Собор был разрушен в нашествие Тамерлана в 1387 г. и восстановлен только в XV веке при царе Вахтанге V. В этом соборе совершается интронизация – возведение на престол главы Церкви – КатоликосаПатриарха, и его погребение. Другой знаменитый Сионский собор в Тбилиси в честь Успения Божией Матери строился с V по VII век. Среди святынь собора находится крест из виноградной лозы, с которым святая равноапостольная Нина проповедовала христианство среди грузин. Древнейшими монастырями являются Бодбийский монастырь святой Нины около Тбилиси (с IV века) и два монастыря VI века – Давид-Гарджийский и Шио-Мгвимский, названные так по имени своих основателей, учеников почитаемого грузинского святого Иоанна Зедазнийского. С 980 г. среди монастырей Афона существует Иверский монастырь, основанный святым Иоанном Ивером, где подвизались иноки из Грузии, однако в начале XIX века греческие монахи полностью завладели этим монастырем. Чудотворный список с Иверской иконы Божией Матери был в 1648 году перенесен в Москву и установлен в особой часовне на Красной площади, которая была восстановлена в прежнем виде в 1995 году.

Современное устройство и жизнь  Грузинской Православной Церкви

В настоящее время Церковь насчитывает:

–       2 епархии;

–       11 монастырей;

–       24 архиерея;

–       около 300 приходов.

Церковь имеет Духовную Академию в Тбилиси с 1988 года и Духовную семинарию в Мцхете с 1969. Периодическое издание Церкви – журнал “Джвари Вазиса” (“Крест виноградной лозы”). Богослужение совершается на грузинском языке, в некоторых приходах по-славянски или по-гречески.

В 1962 году Грузинская Православная Церковь была принята во Всемирный Совет Церквей и начала активно участвовать в экуменическом движении.

Предстоятель

Ныне предстоятелем Церкви с 25 декабря 1977 г. является Католикос-Патриарх Илия II (Шиолошвили). Католикос родился в 1933 г., в 1956 г. окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 1960 г. Московскую Духовную Академию. В 1957 г. был пострижен в монашество и рукоположен Святейшим Патриархом Алексием I во иеромонаха. В епископском сане Католикос пребывает с 1963 года. На кафедру предстоятелей Грузинской Церкви он был избран с кафедры митрополитов Сухумских и Абхазских.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.