Сербская Православная Церковь

Патриарх ПавелГлава Сербской Православной Церкви

Патриарх Павел

Предстоятель Церкви носит титул: Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий, Патриарх Сербский. Его резиденцией является город Белград. Юрисдикция Церкви распространяется на 8 млн. сербов в Югославии (собственно Сербия и Черногория, а также Босния и Герцеговина, в меньшей степени Хорватия и Словения) и сербскую диаспору (эмиграцию) в Европе и Америке.

История основания Сербской Церкви

Нынешняя Сербская Православная Церковь сложилась из трех исторических ветвей: Православная Церковь в Сербии, митрополия в Черногории и Патриархат на территории бывшей Австро-Венгрии.

Расселение славян на Балканском полуострове приводит к тому, что в VIII-IX веках образуется сербский народ, который в это же время начинает принимать христианство в результате миссии святых равноапостольных братьев Кирилла (826-869) и Мефодия (820-885). Однако много веков раньше первые семена веры христовой были занесены сюда святыми апостолами. По церковному преданию, здесь проповедовали апостолы Андроник и Павел и ученик апостола Павла Андроник.

В IV -VII веках здесь находились митрополия с центром в Сирмии (ныне Сремска-Митровица в Сербии) и архиепископия в Салоне (ныне Сплит на территории Хорватии). Археологические раскопки показывают нам обилие христианских храмов этого времени в обоих городах, а церковная история говорит о мучениках и исповедниках, свидетельствовавших здесь о Христе. До 733 года эта территория, называвшаяся Иллирик, находилась под контролем Римского епископа, пока император Лев Исавр не подчинил ее Константинопольскому Патриархату. Впоследствии на этой территории, частично подчиненной Болгарскому царству, возникает Охридская архиепископия, просуществовавшая до 1018 года. Собственно на территории будущей Сербии существовала Рашская епархия. Часть земель находилась под Римским влиянием.

Деятельность святого Саввы

Стремясь в начале XIII века создать собственную Церковь, которая бы духовно окормляла сербский народ, брат сербского князя Стефана Первовенчанного монах Савва, получивший образование в Византии, отправляется к Константинопольскому Патриарху. Поскольку в это время Константинополь был с 1204 года захвачен крестоносцами, то императорский двор и Вселенский престол были перенесены в Никею. Именно здесь святой Савва получает епископскую хиротонию от Патриарха Мануила I, который впервые предоставляет Сербской Церкви самостоятельность.

Рождение автокефальной Сербской Церкви происходит в 1219 году. Святой архиепископ Савва скончался в 1236 году и является одним из самых почитаемых святых сербского народа. В Церкви было в это время 10 епархий, и святитель Савва приложил много трудов к устроению церковной жизни в крае. Центром церковной жизни стал город Раш в Косово, которое всегда являлось ядром сербской национальной территории. Авторитет святителя был настолько велик, что после завоевания Балкан Турецкой империей 27 апреля 1594 года турки сожгли мощи почитаемого святого.

Установление Патриаршества

В 1346 году сербский король Стефан Душан созвал в городе Скопье церковный собор, на котором Сербская архиепископия была возведена в ранг Патриархата. Патриаршая резиденция размещалась в городе Печ. Однако Константинопольский Патриархат не сразу признал высокий статус Сербской Церкви, и с 1352 по 1374 год между Константинополем и Сербией существовал церковный разрыв. В это время турки-османы уже проникли в Европу, стремясь завоевать территории славянских государств. 15 июня 1389 году состоялась знаменитая битва на Косовом поле, ставшая символом борьбы сербского народа за его национальную независимость. Король Лазарь пытался свергнуть иго турок и остановить их завоевание, но потерпел из-за измены сокрушительное поражение. Окончательно Сербия попадает под власть турок в 1459 году, а Печская Патриархия утрачивает свою самостоятельность, будучи подчиненной архиепископии в Охриде. Положение православных сербов, которых насильственно заставляли принимать ислам, было крайне тяжелым. Только в 1557 году при патриархе Макарии Патриархия вновь приобретает церковную независимость. В 1766 году, в ответ на многочисленные попытки сопротивления сербов турецким завоевателям, султан Мустафа III окончательно подчиняет Сербскую Церковь Константинопольскому Патриархату и низводит ее до ранга митрополии.

В 1830 году Сербия получила политическую автономию, а на следующий год и автономию церковную. Начинается возрождение православной жизни и духовного образования, связанное с именем митрополита Петра. В 1878 году Сербия становится независимым от Турции королевством, а в 1879 году получает церковную автокефалию.

Карловацкая митрополия

За время турецкого господства многие сербы были вынуждены покинуть свою страну и поселиться в Австро-Венгрии, где они получили в 1690 году право иметь самостоятельную церковную власть. Возникла Карловацкая митрополия, которая была признана автокефальной в 1710 году. В 1848 году митрополит Иосиф был провозглашен Патриархом. Так же сложилась судьба православных сербов в Боснии и Герцеговине, которые после 1878 года во-шли в состав Австро-Венгрии. В 1880 году здесь возникает автономная митрополия.

Черногорская митрополия

Иначе сложилась церковная судьба православных на территории Черногории. В 1483 году народ Черногории, теснимый турецкими завоевателями, основал небольшое государство с центром в монастыре Цетинье. В 1516 году князь Георгий Черноевич передает управление государством митрополиту, в результате чего в стране возникает теократическая власть. Одним из выдающихся митрополитов-государей был святитель Петр (1781-1830), впоследствии причисленный к лику святых. Только в 1851 году власть в Черногории вновь возвращается к светским правителям. Формально Черногорская митрополия находилась в составе Константинопольского Патриархата, но фактически она была независимой.

Объединение Сербской Церкви

После Первой мировой войны в 1918 году было образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев, объединившее территории Сербии, Черногории, Хорватии, Боснии и Герцеговины, впоследствии названное королевством Югославия. В 1919 году епископы различных церковных объединений на территории королевства приняли решение объединиться в одну Церковь, которая в 1920 году была провозглашена Патриархатом. Первым Патриархом был избран Белградский митрополит Димитрий (1920-1930). Почти с самого начала в королевстве возникли проблемы в межнациональных отношениях, а конфликты начали приобретать религиозную окраску.

Истоки трагедии

Сегодняшняя трагедия сербского народа берет свое начало именно в этот период. Во время 2-й мировой войны эти проблемы вылились в кровавый конфликт, в результате чего от рук хорватов-католиков погибло до 700 тысяч православных сербов. После войны в 1945 году в Югославии утверждается коммунистический режим во главе с Иосифом Броз Тито, который начал проводить антицерковную политику. Она не имела такого размаха, как в России или Беларуси, однако были и репрессии против духовенства и конфискации церковной собственности. Маршал Тито проводил такую религиозно-национальную политику, которая сталкивала православных сербов с другими национальностями на их территориях, в то время как исконные сербские земли заселялись преимущественно мусульманским населением. Так, в результате миграционной политики в Косово, крае, где происходили основные события сербской политической и церковной истории и где находятся главные святыни сербского народа, 90 % населения стали составлять албанцы.

Возрождение церковной жизни в Югославии началось с 1989 года, когда праздновалось 600-летие битвы на Косовом поле. В 1991 году, в результате распада союзной Югославии, произошли кровавые конфликты, особенно в Хорватии и Боснии и Герцеговине, в которых серьезно пострадало православное население и были разрушены многие храмы. В одной Хорватии было взорвано 144 храма, 147 храмов было повреждено. Хорватские и мусульманские власти проводили планомерную политику вытеснения православных из края. Многие священники были вынуждены оставить свои приходы, а митрополит Загребский Иоанн живет в изгнании в Белграде, лишь изредка посещая Хорватию. Разделяя трагическую судьбу своего народа, Церковь и Патриарх Павел находятся с 1992 года в оппозиции к президенту страны Слободану Милошевичу, считая его ответственным за разжигание межнациональных конфликтов и неспровоцированное применение военной силы. 27 января 1997 года Патриарх Павел возглавил 100-тысячную студенческую демонстрацию против отмены президентом Милошевичем результатов муниципальных выборов. Сербская Церковь много делает для того, чтобы сломать информационную блокаду вокруг страны, и рассказать мировой общественности правду о происходящем в Сербии. Эта правда состоит в том, что в происходящих конфликтах сербы не являются единственной виноватой стороной. Патриарх Павел постоянно подчеркивает, что в происходящих войнах нет религиозной причины: это столкновения людей, забывших о своем религиозном долге. Этому была посвящена совместная декларация Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Сербского Патриарха Павла и примаса Хорватии кардинала Кухарича, подписанная в Сараево 14 мая 1994 года. В отношении конфликта в Косово Сербская Церковь однозначно осудила как бомбардировки НАТО, так и применение военной силы против албанцев со стороны сер бской армии. Вместе с тем Архиерейский собор 1999 года подчеркнул что Косово является родиной Сербской Церкви и самой Сербии, поэтому попытки отторгнуть Косово от Сербии обречены на неудачу.

Из внутренних проблем и событий церковной жизни необходимо отметить возвращение в Церковь Американской Сербской епархии в 1992 году, которая ушла в раскол по политическим мотивам в 1967 году. В 1968 году от Сербской Церкви отделился ряд епархий в Македонии, которые провозгласили себя автокефальной Македонской Церковью, не признанной ни одной Поместной Церковью. Угроза церковного раскола иногда возникает и в Черногорской митрополии.

Современное устройство и жизнь Сербской Православной Церкви

В настоящее время в Сербской Церкви существует:

–       28 епархий, из которых 6 находятся в Европе и Америке, а 1 в Австралии;

–       более 4200 приходов;

–       6 учебных заведений, в которых обучается более 600 учащихся.

Центром церковной науки сербского Православия является Богословский факультет Белградского университета, для которого с 1995 года строится новое здание. Издается журнал “Богослвие”, “Гласник”, “Православный миссионер” и другие. В Сербии существует 140 монастырей, из которых надо отметить Хилендарский монастырь на Афоне, основанный в 1199 году. Древнейшим монастырем является Свято-Успенская Лавра Студеница. Замечательным памятником православного искусства является монастырь Грачаница в Косово, основанный в 1321 году.

Предстоятель

1 декабря 1990 года был избран нынешний Патриарх Павел. Он родился в 1914 году на территории Славонии, закончил богословский факультет в Белграде, а в 1948 году принял монашество. В 1957 году становится епископом Рашским и Призренским в Косово. С этой кафедры он и был возведен на Патриаршество.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.