Болгарская Православная Церковь

Патриарх Максим (Минков)Глава Болгарской Православной Церкви

Патриарх Максим (Минков)

Предстоятель носит титул: Патриарх Болгарский. Резиденция – столица Болгарии София. Сама Церковь насчитывает до 8 млн. верующих в Болгарии, Европе и США.

История основания Болгарской Церкви

Христианство на территории современной Болгарии начало распространяться очень рано. В Варне (древний Одесс) первым епископом был ученик апостола Павла Ампилий. Епископ Сардики (будущая София) был участником Первого Вселенского Собора, а впоследствии в Сардике состоялся Поместный собор, принявший важные для Древней Церкви канонические правила. Славянское, а затем болгарское нашествие на Балканы в VI-VII веках подорвало основы церковной жизни в этой местности. Однако впоследствии через пленников-византийцев и собственных воинов-наемников, служивших в византийской армии и императорской гвардии, Православие стало постепенно распространяться среди местного населения. В 863 году святое крещение принимает князь Борис-Михаил (852-889), а 865 год становится годом массового крещения болгар по византийскому обряду. Первоначально князь Борис пытался лавировать между Римом и Константинополем, однако в 870 году вопрос о принадлежности Болгарской Церкви к Вселенскому Патриархату был решен окончательно, а сама Церковь во главе с архиепископом Иосифом получила права автономии.

Большую роль в становлении Православия в Болгарии сыграли ученики святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, изгнанные из Моравии латинскими миссионерами. Среди них надо отметить святых Климента, Наума, Горазда и других. Сын князя Бориса Симеон (893-927), покровитель богословия и литературы, оказал им радушный прием. Очевидно, именно в Болгарии и рождается окончательный вариант славянской азбуки – кириллица.

В 919 году церковный собор объявил Болгарию самостоятельной в церковном отношении и возвел ее в ранг Патриархата, однако Константинополь признал эти деяния только в 927 году при царе Петре.

Охридская и Тырновская архиепископии

В 1018 году Византия завоевала Болгарию, где была учреждена автокефальная Охридская архиепископия, в которую входили территории будущих Болгарской, Сербской, Албанской и Румынской Церквей. Вскоре Охридские епископы стали назначаться из числа греков, что привело к сокращению самостоятельности, однако среди них были выдающиеся иерархи, такие как толкователь Священного Писания святой Феофилакт Болгарский и известный канонист архиепископ Дмитрий Хоматин. Охридская архиепископия просуществовала до 1767 года, когда была присоединена к Вселенскому Патриархату.

Однако на части Болгарии в 1186 году в результате антигреческого восстания братьев Петра и Асеня возникает Тырновская архиепископия, которая была признана греками в 1235 году и возведена в ранг Патриархата. Патриархия просуществовала до 1393 года, когда после поражения, нанесенного болгарам турками, Болгария утрачивает и церковную, и политическую независимость.

Духовные просветители болгарского народа

Одной из самых выдающихся личностей этого времени был Патриарх Евфимий, много потрудившийся для духовного просвещения и исправления богослужения в своей стране.

Болгарское Православие перенесло ту же трагедию, что и все православные народы, находившиеся под политической властью турок и в церковной зависимости от греков. Однако с конца XVIII века начинается духовно-национальное возрождение болгарского народа, у истоков которого стоял преподобный Паисий Хилендарский (1722-1798), афонский подвижник, монах-ученый, впервые написавший историю Болгарской Церкви и ее народа. Эти труды продолжал его ученик епископ Софроний Врачанский (1739-1813).

Движение за автокефалию

К середине XIX века, после ряда выступлений против несправедливостей греков-епископов (все назначаемые в Болгарию епископы были греками), в среде Болгарской Церкви сформировалось требование о предоставлении ей автокефалии. В 1860 году в болгарских церквах перестали поминать имя Патриарха Константинопольского, что означало церковный разрыв с Патриархией. Начались длительные переговоры об условиях дальнейшей церковной жизни в Болгарии.

В это время, несмотря на протесты со стороны Константинопольских Патриархов, турецкое правительство учредило в 1870 году особый Болгарский Экзархат, получивший широкие права автономии. В 1872 году первым Экзархом был избран епископ Ловчанский Иларион, а епископы-греки были лишены своих кафедр. В ответ на это Патриарх Анфим VI собрал Поместный собор, лишил сана болгарских архиереев и объявил Болгарскую церковь состоящей в схизме – расколе, обвинив ее в ереси “филетизма”. Филетизм предполагает племенное, национальное деление в Церкви, что безусловно противоречит Христову учению о единстве всех православных христиан вне зависимости от их национальности. Однако антигреческая позиция православных болгар была спровоцирована действиями самого греческого епископата. Примечательно, что отнюдь не все Православные Церкви посчитали решение Константинопольского собора справедливым.

После русско-турецкой войны 1877-1878 годов возникло самостоятельное Болгарское государство, однако Болгарские Экзархи вплоть до 1913 года продолжали находиться в Стамбуле, поскольку большинство болгар продолжало оставаться на территории Турецкой империи. В 1921 году Церковно-народный собор – Поместный собор Болгарской Церкви – принял новое положение о церковном управлении и устройстве, однако оно вступило в силу только в 1937 году. После Второй мировой войны в 1945 году при посредничестве Русской Православной Церкви состояние раскола между Константинопольским Патриархатом и Болгарской Церковью было ликвидировано. Однако в 1953 году, когда Церковно-народный собор избрал не Экзарха, а Патриарха Кирилла, в отношениях с Константинополем вновь возникли недоразумения, разрешившиеся лишь в 1961 году признанием Патриаршего статуса Болгарской Церкви.

Раскол 1992 года и его преодоление

После падения коммунистического режима Тодора Живкова в октябре 1989 года в жизни Болгарской Церкви начался новый период, сопровождающийся серьезными проблемами. Демократическая общественность выступила с демагогическими требованиями по отношению к Патриарху Максиму, где содержался призыв к покаянию за сотрудничество с коммунистическим правительством, а также упреки в том, что его избрание в 1971 году было неканоническим, поскольку происходило при вмешательстве властей. В июне 1990 года в прессе было опубликовано письмо 6 членов Болгарского Синода во главе с митрополитом Неврокопским Пименом с подобным призывом к покаянию. К 1992 году в Церкви сформировалась мощная оппозиция, которая при поддержке демократов, стоявших у власти, перешла в наступление. На Пасху Патриарху не дали совершить богослужение в кафедральном соборе, а в мае 1992 года правительство, вмешиваясь во внутренние дела Болгарской Церкви, принимает решение об отставке Патриарха Максима и о признании нового состава Синода во главе с митрополитом Пименом. Раскольники сумели захватить здания Болгарской Патриархии. Все Православные Церкви единодушно поддержали законного Патриарха Маскима и осудили действия раскольников во главе с митрополитом Пименом, который в 1996 году был избран устроителями смуты патриархом. Государство продолжало оказывать давление на законную Церковь и в 1997 году отменило регистрацию органов церковного управления во главе с Патриархом Максимом. Это не помешало Болгарской Церкви провести в июле 1997 года Церковно-народный собор, который принял важные решения по устроению внутренней церковной жизни и наметил меры по преодолению раскола. Начало преодолению раскола было положено 30 сентября – 1 октября 1998 года, когда в Софии в присутствии Константинопольского Патриарха Варфоломея и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II произошло примирение противоборствующих сторон. Окончательное разрешение конфликта должно произойти на Поместном соборе Болгарской Православной Церкви.

Современное устройство и жизнь Болгарской Церкви

В настоящее время в Церкви существует 11 епархий, возглавляемых митрополитами. 3 епархии находятся в Америке. На 1990 год в каноническом подчинении Патриарха Максима находилось:

–       более 2 500 приходов;

–       около 1500 священников;

–       120 монастырей.

Необходимо отметить монастырь преподобного Иоанна Рыльского, выдающегося Болгарского святого X века, потрудившегося на ниве просвещения своего народа. Монастырь находится в 123 км от Софии. Знаменит и Бачковский монастырь в честь Успения Божией Матери, основанный в XI веке. На Афоне находится болгарский монастырь св. Георгия, называемый Зограф.

Среди учебных заведений необходимо отметить 2 семинарии в Софии и Пловдиве, Богословский факультет Тырновского университета и Богословский факультет Софийского университета, преобразованный из Софийской Духовной Академии. Всего насчитывается около 400 студентов.

Официальными изданиями Болгарской Церкви являются "Церковный Вестник" и журнал "Духовная культура". Существует “Ежегодник” Богословского факультета. В 1974 году при Патриархии был основан Церковно-исторический и архивный институт.

Предстоятель

Нынешний предстоятель Болгарской Церкви Патриарх Максим (Минков) был избран на пост главы Церкви 4 июля 1971 года. Он родился в Болгарии в 1914 году. В 1942 году он заканчивает Богословский факультет Софийского университета, а до этого в 1941 году принимает монашество. В 1944 году был рукоположен во иеромонаха, с 1950 по 1955 год он был настоятелем Болгарского подворья в Москве. В 1956 году совершается его епископская хиротония, а на пост главы Церкви он был призван с Ловчанской митрополии.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.