Кипрская Православная Церковь

Архиепископ ХризостомГлава Кипрской Православной Церкви

Архиепископ Хризостом

Предстоятель Церкви носит титул: Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра. Из 700 000 населения острова Кипр 80% составляют греки, 18% турки. Резиденцией предстоятеля Церкви является столица Кипра Никосия. В Церкви насчитывается 442 тыс. верующих.

История основания Кипрской Церкви

То, что остров находится на пересечении основных торговых путей и в зоне политических интересов многих государств, определило сложную и подчас трагическую судьбу киприотов и их Церкви. По свидетельству Деяний Апостольских, написанных евангелистом Лукой, ученики Христовы с самого начала оказались на Кипре (Деян. 8, 18). Во время первого миссионерского путешествия апостол Павел в 45 году вместе с Варнавой, который был уроженцем Кипра, обошли с проповедью весь Кипр и обратили в новую веру римского правителя острова – проконсула Сергия Павла (Деян. 13).

Первым епископом на Кипре был ученик Господа Иисуса Христа Лазарь, брат Марфы и Марии, которого Господь воскресил из мертвых. Его мощи, погребенные в городе Ларнака, были обретены в 1973 году.

Центром церковной жизни острова был Саламин. Уже в начальный период своей истории Церковь прославилась выдающимися архипастырями и богословами. Достаточно вспомнить святого Спиридона Тримифунтского (IV век), святителя Епифания Кипрского (IV век), деятельно боровшегося с ересями своего времени, и святителя Григория (VIII век), противостоявшего иконоборческой ереси. В церковном отношении Кипрская Церковь подчинялась Антиохийскому Патриарху, несмотря на древность своего происхождения.

В 431 году на III Вселенском Соборе архиепископ Кипрский Регин обратился к отцам Собора с просьбой о предоставлении его Церкви автокефалии, которая и была дарована ей 8-м правилом указанного Вселенского Собора. Несмотря на неоднократные попытки Антиохии подчинить себе Кипрскую Церковь, она продолжала оставаться независимой благодаря прежде всего позиции Константинопольских Патриархов.

Во время арабского нашествия Кипрская Церковь вместе со своим народом подверглась бедствиям и гонениям. В 691 году по указу императора Юстиниана II большинство греческого населения во главе с архиепископом Кипрским Иоанном было переселено в область Гелеспонт, недалеко от Константинополя. Здесь был основан город Новая Юстиниана, который был передан в управление Кипрскому предстоятелю с сохранением за ним прав главы автокефальной Церкви. С тех пор, несмотря на возвращение в 747 году на остров, архиепископы сохранили за собой этот титул.

Латинское господство на Кипре

Византийское господство на Кипре сохранялось до 1191 года, пока в результате III Крестового похода остров не был захвачен английским королем Ричардом Львиное Сердце. Этим было положено начало латинскому господству на Кипре, сопровождавшемуся униженным положением православных и попытками к их обращению в католичество. В 1571 году Кипр был захвачен турками, и Церковь оказалась в том же положении, что и остальные Церкви в османской империи. Архиепископ был провозглашен “милет – баши” и получил политическую власть этнарха над всем православным населением Кипра. С этого времени архиепископы по сути дела стали светскими правителями острова. Несмотря на гарантии прав православного населения, турки неоднократно притесняли и уничтожали христиан.

В 1878 году на Кипре утвердился протекторат Англии, а в 1914 году Великобритания попросту аннексировала эти территории. Освобождение от исламских притеснений сменилось протестантской пропагандой и колонизаторской политикой и не принесло облегчение кипрским христианам. В начале XX века англичане препятствовали избранию нового главы Кипрской Церкви. Все это привело к тому, что в 1931 году против англичан вспыхнуло восстание, во главе которого стояли представители духовенства и епископата. Вос стание было подавлено, а два из трех кипрских митрополитов – Никодим и Макарий – были отправлены в ссылку. С 1933 по 1947 год английские власти вновь препятствовали избранию нового предстоятеля Церкви.

Деятельность архиепископа Макария

Избранный в 1947 году архиепископ Макарий II создал Совет Этнархии, который возглавил политическую борьбу за независимость Кипра. Его церковно-политические труды продолжил избранный в 1950 году на кафедру архиепископ Макарий III. Опираясь на волю кипрского народа, выраженного на референдуме 1950 года о предоставлении Кипру политической независимости, архиепископ обращался ко всем правительствам и международным организациям с требованием самоуправления. В 1955 году на Кипре вновь вспыхивает восстание против англичан, после чего архиепископ Макарий был выслан из страны. Только в 1959 году архиепископ был возвращен из ссылки, тогда же был избран Президентом Кипра, а сам остров в 1960 году был провозглашен по согласованию с Великобританией независимой республикой. Таким образом в лице архиепископа Макария соединилась церковная и светская власть, что соответствовало давним традициям истории киприотов.

Турецкая агрессия на Кипре

Однако с самого начала на Кипре был спровоцирован конфликт между греческой и турецкой общинами. В 1963 году на остров были введены войска ООН. После этого неоднократно предпринимались попытки отстранить последовательного сторонника независимости Кипра архиепископа Макария от власти. Эти попытки предпринимались как политической оппозицией, так и оппозицией церковной, которая настаивала на несовместимости поста главы Церкви и главы государства.

В 1974 году в результате мятежа, поднятого греческими офицерами против законного президента архиепископа Макария, на Кипр были высажены турецкие войска. Кипр был разделен “зеленой линией”, являвшейся границей между турецкой и греческой общинами. С 1983 года существует Турецкая республика Северного Кипра, занимающая 37% территории страны. На этих землях осталось множество храмов и православных святынь, которые были кощунственно поруганы и теперь планомерно уничтожаются турецкой общиной. Это создало серьезные проблемы в жизни православных киприотов.

Современное устройство и жизнь Кипрской Церкви

Кроме первого епископа Кипра святого четверодневного Лазаря и апостола Варнавы, Кипрская церковь особо чтит игумена одного из Кипрских монастырей святого Неофита Затворника (XII век). Из монастырей, которых на острове 11, необходимо отметить монастырь Ставровуни – Святого Креста (IV век) и монастырь Кикко в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в XI веке, из которого выходит основное число выдающихся кипрских иерархов. В монастыре Кикко погребен архиепископ Макарий. Здесь же находится чтимая икона Божией Матери, написанная святым апостолом Лукой.

Всего в Церкви около 600 приходов и более 600 священнослужителей. В Церкви существует 5 митрополий, имеющих викарных епископов. Всего архиереев в Церкви 8 человек. Во главе управления Церковью находится Священный Синод.

Церковь располагает богатейшим музеем Византийской культуры, где представлены иконы и предметы церковной утвари. Существует духовная семинария, носящая имя апостола Варнавы, с шестилетним сроком обучения. Официальным органом Церкви является ежемесячный журнал “Апостол Варнава”, а также газета “Церковная жизнь”. Существует Бюро религиозного просвещения при Архиепископии, которое заведует всеми греческими школами острова, где преподавание православных дисциплин является обязательным.

Предстоятель

В 1977 году АрхиепископМакарий скоропостижно скончался, и на пост предстоятеля Церкви 13 ноября был избран Архиепископ Хризостом. Новый предстоятель Церкви родился в 1927 году на Кипре, в 1961 году закончил Богословский факультет Афинского университета. В знаменитом Киккском монастыре принял в 1961 году сан иеромонаха. В 1963 году совершилась его епископская хиротония, а в 1973 году он стал митрополитом Пафским, откуда и был призван на пост главы Церкви.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.