Элладская Православная Церковь

Блаженнейший Христодул (Параскевидис)Глава Элладской Православной Церкви

Блаженнейший Христодул (Параскевидис)

Предстоятель носит титул: Архиепископ Афинский и всей Эллады. Резиденция – столица Греческой Республики Афины. Церковь насчитывает 8-9 млн. верующих, то есть к ней принадлежат 98% населения.

История основания Элладской Церкви

Первоначально проповедь евангельского учения на территории Греции – тогда провинции Римской империи Ахаия – была совершена апостолом Павлом во время второго и третьего миссионерского путешествия. Он основал христианские общины в Филиппах, Фессалониках, Афинах и Коринфе. В Афинах ему удалось обратить члена Городского Совета – Дионисия Ареопагита, впоследствии епископа Афин, прославившегося своей святостью. На остров Патмос был в 96 году сослан святой Евангелист Иоанн Богослов.

Именно в Греции во II веке развивается христианская апология – защита церковного учения от критики языческого мира. Среди апологетов стоит назвать Кондрата, Аристида и Афинагора Афинского. В Греции было два крупных церковных центра – митрополии Коринф и Фессалоники, причем Коринф состоял в подчинении Константинопольского Патриарха, а Фессалоники – в юрисдикции Рима. Окончательно Элладская Церковь становится частью Вселенского Патриархата в 880 году. Греция в политическом отношении составляла основную часть Византийской империи, как и в церковном отношении – главную часть Константинопольского престола. Тяжелым временем для греческого Православия был период 1204-1261, когда на этих землях существовала основанная крестоносцами Латинская империя.

Борьба против турецкого господства

Латинское господство сменилось турецким, которое распространилось в Греции на протяжении XIV-XV веков, когда православные греки разделили судьбу всех христианских народов в Османской империи.

В 1821 году произошло восстание греков против турецкого владычества в провинции Морея. Жестоко подавляемое, восстание было по требованию России поддержано европейскими странами. В битве при Наварине в 1827 году союзническая эскадра полностью разгромила турецкий флот. По русско-турецкому договору 1829 года Турция была вынуждена признать независимость Греции, где в 1830 году было провозглашено Эллинское королевство. В Морейском восстании Церковь выступила силой, объединяющей и вдохновляющей греческий народ. Тогда же в 1821 году турецкое правительство вынудило Патриарха Григория V наложить церковную анафему на восставших православных греков. Несмотря на это, сам Патриарх был казнен, но общение между Церквами прервалось.

Установление автокефалии

В 1833 году Греция окончательно стала монархией, и на престол взошел Баварский принц Оттон. Устроение церковных дел при новой власти стало протекать в совершенно протестантском духе. Во главе Церкви был поставлен Священный Синод, подчиненный королю Греции. Государственная власть утверждала постановления Синода. В том же 1833 году была провозглашена автокефалия Элладской Церкви. Однако эта автокефалия не была признана Константинопольским Патриархатом вплоть до 1850 года, когда в ответ на братское послание Элладского Синода патриарх Анфим IV созвал Поместный собор, признавший церковную независимость Эллады.

После 1-й мировой войны началось движение со стороны греческого духовенства и епископата за достижение независимости от государственной власти. В 1923 году был принят Основной закон Автокефальной Церкви Эллады, который хоть и не был утвержден государством, стал идеальной основой церковной жизни. Во главе Церкви, согласно закону, стоял Архиепископ Афинский, а высшим органом стал Архиерейский собор.

Внутренние проблемы Церкви

В сегодняшней жизни Православной Церкви Греции одним из основных вопросов становится проблема зависимости церковной жизни от политической ситуации. С одной стороны, поддержка общества и государства помогает решать важные проблемы в области материального обеспечения церковных проектов, образования, защиты от протестантского и католического прозелитизма. С другой стороны, вмешательство во внутрицерковные дела со стороны государства становится нестерпимым.

В 1960 году разразился церковно-государственный кризис из-за “метафетона” – принципа перемещаемости епископов с одной кафедры на другую, который был отменен по закону 1959 года. Большинство епископата отстаивало право перевода, и конфликт продолжался вплоть до 1967 года, когда в Греции произошел военный переворот.

Новое правительство издало ряд законов по реорганизации внутреннего церковного управления в сторону его большего подчинения государственной власти. Архиепископ Хризостом (1962-1967) был вынужден уйти в отставку, на его место был избран при поддержке военных и президента Пападопулоса архиепископ Иероним (Коцонис, 1967-1973), видный канонист и богослов Афинского университета. Новый военный переворот 1973 года привел к решению архиепископа Иеронима уйти на покой. Архиепископом Афинским стал Серафим (1973-1998), поддержавший генерала Гизикиса.

В 1975 году была, наконец, принята новая конституция Республики Греция, где декларировалось “отделение Церкви от государства”, что на практике не привело к независимости внутрицерковного управления. В руках государства остались рычаги давления на Церковь, прежде всего финансовые. Так, в 1997 году Синод Элладской Церкви протестовал против новой системы налогообложения, вводящей налог на церковное имущество.

Еще одной проблемой церковной жизни в Элладе стала проблема “неон хорон” – новых земель или “северных территорий”, бывших европейских провинций Турции, присоединенных к Греции после Балканской войны 1912 года. В каноническом отношении епископы этих земель подчинялись Вселенскому престолу, но согласно Патриаршему Акту 1928 года эти архиереи участвовали в работе Элладского Синода и были частью Греческой Церкви. В уставе Элладской Церкви 1969 года положение о подчиненности этих епископов Патриарху было исключено. Это вызвало критику со стороны Вселенского Патриархата, который до сих пор предпринимает меры по возвращению этих епархий в свое каноническое ведение. В 1973 году, под давлением со стороны Патриарха, митрополиты “неон хорон” впервые получили равное представительство в Синоде вместе с иерархами “Старой Греции”.

Современное устройство и жизнь Элладской Церкви

В настоящее время центральными органами управления Церковью являются Священный Синод Иерархов (Архиерейский собор), Постоянный Священный Синод и Генеральная Церковная Ассамблея (Поместный собор). Исполнительными органами являются Центральный Церковный Совет и Синодальная Администрация.

В Элладской Церкви более 7500 храмов, многие из которых являются памятниками мировой культуры. Церковная экономика носит во многом самостоятельный характер. С 1907 года существует братство мирян “Зои” – “Жизнь”, ведущее активную миссионерскую работу среди сограждан. Существуют два Богословских факультета в Афинах и Салониках, где обучается более 600 студентов.

В 1970 году образован Институт византийской музыки. Официальными печатными органами Элладской Церкви являются бюллетень “Церковь”, журналы “Священник” и “Богословие”, всего свыше 30 изданий. Насчитывается 170 мужских монастырей и 130 женских обителей, где подвизается более 3000 монахов и монахинь. Особенным авторитетом пользуется монастырь Пендели близ Афин, основанный в 1578 году.

Предстоятель

Ныне архиепископом Афинским является Блаженнейший Христодул (Параскевидис), избранный главой Церкви в мае 1998 года. Предстоятель родился в 1933 году, в 1961 году закончил Богословский факультет Афинского университета и принял монашество. В 1965 году рукоположен в иеромонаха, в 1974 году становится митрополитом Димитриадским.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.