Одна плоть

В браке происходит полное метафизическое вышеличное единение в одном существе. На эту сторону цели брака указывает Библия, говоря: "и будут одна плоть" (Быт. 2, 24), то есть одно существо. Здесь вовсе нельзя видеть, как это иногда делают, указание на родовую жизнь. Эту жизнь здесь можно подразумевать лишь постольку, поскольку она может быть последствием единства супругов, но прямой и основной смысл этих слов иной. Его непререкаемым образом изъясняет Сам Господь, говоря: "так что они уже не двое, но одна плоть" (Мф. 19, 6), то есть указывает не на какое-либо временное телесное единение в родовом акте, а на постоянное метафизическое единство супругов. Употребленное как в Ветхом, так и Новом Завете слово "плоть" (саркс – греч.) вовсе не означает в данных местах лишь тела (сома), а означает одно существо, одного человека.

И так же, как апостол Павел взаимозаменяет слова "плоть" и "человек", говоря: "человек оправдается не делами закона", и далее: "ибо делами закона не оправдается никакая плоть" (Гал. 2, 16), так точно делает это и Библия, называя Адама и Еву то "одной плотью" (Быт. 2, 24), то "одним человеком": "Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину, сотворил их и благословил их, и нарек им имя: человек" (Быт. 5, 1-2). Когда говорится лишь о физическом единении мужчины и женщины (не в браке, а в блуде), не говорится, что они "одна плоть", а говорится, что они — "одно тело" (1 Кор. 6, 16).

Это метафизическое единение мужчины и женщины есть таинство, поскольку оно превышает категории нашего разума и может быть пояснено лишь сопоставлением этого таинства с таинством Пресвятой Троицы и догматом Церкви, а психологически такое единение является источником чувства удовлетворенной любви, а потому полноты и блаженства.

Единство мужа и жены, которое является основой и смыслом христианского брака, не может быть только "духовным": оно неизбежно требует своего выражения и проявления во всех сферах человеческого бытия.

Несомненно, что единение душ, возникающее у супругов при жизни, будет иметь место и после смерти, поскольку вечность любви распространяется не только на земную жизнь, но и переходит границу смерти.

Вечность важнейшая характеристика любви. Все, что не может быть вечным, не имеет права называться любовью. Истинный брак должен быть вечным. В идеале верность своему супругу хранят всю жизнь, даже после смерти одного из супругов. Конечно, не каждый, овдовев молодым, может не вступать более в брак, поэтому в Церкви допускается повторное венчание. Но второй брак рассматривается уже как снисхождение к немощи человека. "Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться" (1 Кор. 7, 8-9).

Единство плоти супругов проявляется и в том, что между мужем и женой нулевая степень родства, они составляют одно тело. Что это значит? А какая у меня степень родства с моей ногой? Никакой степени! Она моя, она часть моего тела, мы с моей ногой не родственники, мы одно тело. Так вот, и жена (муж) — это часть твоего тела, а не родственница (родственник).

Итак, супруги становятся одной плотью. И хорошие супруги любят друг друга уже только за то, что они единая плоть.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.