Как проявить уважение к мужу

Для некоторых женщин требование проявления безусловного уважения к мужу может показаться необоснованным: в конце концов, разве он не должен прежде заслужить его, а не ожидать его выражения без всяких условий?

Но ведь именно оказывая мужу безусловное уважение, женщина встает на путь обретения безусловной любви.

Мужчина, имеющий доброе расположение к жене, всегда будет стремиться ко взаимности, если она будет уважать его таким, какой он есть.

Есть женщины, которые утверждают, что у их мужей нет качеств, за которые их можно было бы уважать. А ведь именно к числу достоинств мужа относится его желание работать и достигать успеха, его готовность защищать и обеспечивать семью, его стремление быть сильным и руководить семьей в самом положительном смысле этого слова. Главное — увидеть добрые намерения мужа и помочь им осуществиться. Ведь любящая жена способна видеть в муже такие качества, которых не видит, возможно, никто другой.

Если супруги не удовлетворены своими взаимоотношениями, следует попытаться вспомнить, в какой момент ощущение близости исчезло. Возможно, жена вспомнит, что ей было больно от ощущения, что муж ее не любит так, как, по ее мнению, должно, и она на это отреагировала негативно. С тех пор отношения в семье нарушились.

Муж, может быть, внешне не проявляет любви к своей жене, но он делает это не умышленно. В моменты, когда муж огорчает жену или жена огорчает мужа, очень полезно вспоминать стихи Писания: "Дух бодр, плоть же немощна" (Мф. 26, 41) и "Нет человека [ни мужчины, ни женщины] праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы" (Еккл. 7, 20) — и постараться оправдать супруга: ведь в конце концов он хочет, чтобы его семья была счастливой.

Психологи утверждают, что мужчинам намного легче уважать жен, чем любить, а женщинам легче любить мужей, чем уважать. Поэтому, мужчины испытывают необходимость в проявлении уважения к себе, а женщины — в проявлении любви со стороны мужа.

Покорение

Одним из качеств, свойственных мужчинам, является покорение. Под "покорением" подразумевается естественное, врожденное желание мужчины идти и покорять реалии этого мира, а именно работать и достигать успехов.

Чтобы понять, откуда у мужчин это влечение к работе и достижениям, нам нужно обратиться к книге Бытия, к первому трудовому назначению в истории человечества: "И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2, 15). Еще до сотворения Евы Бог сотворил Адама и дал ему работу. Деревья давали плоды, но Адаму нужно было для этого возделывать и ухаживать за ними. Бог поселил Адама в место, где у него было в изобилии все, что требовалось: красивые пейзажи, много еды и много воды (см. Быт. 2, 10).

С самого начала мужчина был призван "возделывать землю" и обеспечивать свою семью. Мужчина чувствует глубокую потребность вести деятельную жизнь, осваивать новые пространства. Это врожденное качество.

Мужчина всегда чувствует призвание к трудовым свершениям. Муж инстинктивно знает, что он должен работать вне зависимости от трудностей, с которыми сталкивается.

Иногда женщины даже не представляют, какое большое значение придают мужчины своей работе. Если женщина необдуманно выскажет предположение о том, что работа ее мужа не представляет особой важности, ее слова будут равнозначны тому, как если бы она назвала его неудачником.

В семейных отношениях мужчины все делают для того, чтобы вызвать восхищение женщины. Ведь когда он решил жениться, он почувствовал, что в него поверили, и он это оценил, может быть, намного больше, чем жена это когда-либо понимала. Ее доверие прикоснулось к его духу, потому что это понятие занимает в его душе очень важное место. Он женился, и он считает, что жена будет поддерживать его таким образом всю жизнь. Но спустя годы его работа становится соперницей семьи. И вместо того, чтобы восхищаться его усердием в работе, жена, возможно, чувствует себя оставленной.

Первым делом жене следует обязательно поддержать супруга в его стремлении к покорению пространства для жизни, то есть к работе и достижению успехов. Никогда не следует давать ему почувствовать, что она не ценит его стараний и что он является для нее только добытчиком, и не больше. Очень важно, чтобы жена благодарила мужа и выражала свое восхищение и поддержку. Таким образом, поддержка его усилий будет укреплять положение жены как помощника и сотрудника своего мужа.

Иерархия

На мужа возложена поразительная ответственность любить свою жену подобно тому, как Христос возлюбил Свою Церковь и отдал Себя за нее. Вот почему добропорядочный муж, понимающий это, считает своей обязанностью защищать жену. В то же самое время жена призвана сама встать под его защиту. Таково библейское определение иерархии. Здесь и речи нет о мужском превосходстве ради унижения женщины. Ответственность мужчины состоит в том, чтобы он встал над женщиной и защитил ее. Осуществление этого взаимозависимого положения может принять в браке очень интересные формы.

Может ли концепция библейской иерархии привести к злоупотреблениям? Может ли мужчина воспользоваться своим положением главы семьи, чтобы унижать и даже оскорблять жену и детей? Да, это возможно, но эта вероятность не означает, что женщина должна отказать своему мужу в праве быть главой семьи. Если муж злонравен, он так или иначе будет причинять зло окружающим вне зависимости от структуры своей семьи. Любая иерархическая роль, которую он занимает, не имеет ничего общего с его нечестивым поведением. Злой человек всегда причиняет боль окружающим. Если человек добрый, уважение его жены и его иерархическое положение не заставят его прибегать к насилию, потому что он не расположен к злым делам. Он не станет употреблять свое главенствующее положение в семье против тех, кого он любит и защищает.

"Мужу бить свою жену, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — это крайнее бесчестие не только для того, кого бьют, но и для того, кто бьет… Для человека благо родного должно казаться противным бить, и даже поднять руку на рабыню… Тем более бесчестно подымать руку на свободную. Это всякому известно даже из языческих законов, которые жену, претерпевшую от мужа побои, не обязывают жить вместе с ним, как недостойным ее сожительства. И бесчестить, как рабыню, подругу своей жизни, давно уже помогающую тебе в необходимых делах, не есть ли знак крайнего беззакония? Такого мужа, если только можно назвать его мужем, а не зверем, я ставлю наравне с отцеубийцею и матереубийцею. Ибо, если нам заповедано ради жены оставлять отца и матерь, не с тем, чтобы обидеть их сим, но чтобы исполнить закон Божественный, настолько вожделенный для самих родителей, что они, будучи оставляемы, благодарят Бога и соглашаются на то с великим усердием; то не крайнее ли бесчестие оскорблять ту, для которой Бог повелел оставлять даже родителей? Не безумие ли это?"

Проблема со многими современными женщинами, включая христианок, состоит в том, что они хотят, чтобы к ним относились с почтением, но глубоко внутри себя они противятся тому, чтобы относиться с почтением к мужьям. Они не желают признавать тот факт, что в глубине души каждый мужчина хочет быть кормильцем и защитником, а в случае необходимости даже умереть за жену.

Желание обеспечивать семью является врожденным желанием, которое Бог по замыслу Своему вложил глубоко в душу каждого мужчины. Соответственно, мужчины очень чувствительны к унизительным замечаниям, касающимся этой области.

Мужчины воспринимают себя стоящими несколько "над" своей семьей. Вот почему они чрезвычайно чувствительны к конфликтам и к ситуациям, когда их пытаются унизить. К примеру, женщина даже не понимает, что унижает мужа во время пылкой дискуссии о семейных финансах. Однако из-за иерархического мышления мужа ее замечания кажутся ему унизительными. Мужчина намного более восприимчив к критике, когда она касается вопросов его главенства в семье.

Есть много способов проявить свое уважение к мужу. Надо искать возможности оценить его желание защитить и обеспечить семью, даже когда дела у него идут не совсем хорошо.

Авторитет

Муж хочет, чтобы жена признала его лидерство, его авторитет. Это нужно ему не для того, чтобы угнетать жену или относиться к ней свысока. Это нужно, потому что Бог возложил на мужа ответственность (Еф. 5, 25-33), а значит, ему нужен авторитет, чтобы справиться с этой ответственностью. Ни одна успешно работающая организация не может одновременно подчиняться двум руководителям сразу. Заключение брака с двумя равными людьми во главе обрекает такой брак на неизбежный провал. В этом состоит серьезная причина большого количества современных разводов. Иная крайность возникает в том случае, если в семье вообще нет человека, который взял бы ответственность за руководство семьей на себя. Поэтому Библия учит соблюдать установленную Богом семейную иерархию: если супруги хотят, чтобы в семье дела шли успешно, жена должна подчиниться своему мужу.

Если во время ссоры жена сохранит уважительность и спокойствие, проявляя сдержанность, и не станет читать нотации или критиковать, тогда что сделает муж? Это, конечно, зависит от многих обстоятельств. Если спокойствие жены умиротворяющее, уважительное, почтительное, без осуждения и обиды, то муж успокоится и постепенно остынет. Спокойствие жены и ее уважительное отношение будет притягивать добропорядочного мужа, как магнит.

Если супруги научились не всегда настаивать на своем, это поможет избежать многих конфликтов. В браке следует стремиться к компромиссам. Возможны моменты, когда мнения будут расходиться, и тогда одному человеку обязательно нужно отступить в сторону и предпочесть мнение другого своему собственному.

Соблазн самоправедности

В некоторых семьях жена отказывается принимать в расчет способность мужа к анализированию и оценке ситуации, отвергает его советы. Поскольку жена все держит в своих руках, воспитывает и делает замечания детям (а также и ему), она очень скоро начинает считать себя праведной, даже не осознавая этого, и ею овладевает едва заметный дух осуждения.

Нужно следить за тем, чтобы не впасть в соблазн самоправедности, чтобы не привыкнуть к мысли, что причиной всех проблем всегда является муж. Жена должна признать, что тоже совершает ошибки, что у нее тоже есть проблемы и слабости (в областях, где он силен) и что она не может судить и осуждать, потому что сама не являетесь совершенством.

Самоправедность способна обмануть в большей степени, чем любой другой грех. Если жена считает себя намного лучше своего мужа, особенно в духовной области, он отдалится от нее в духовном плане, а может, и в других аспектах тоже. С годами муж вообще перестанет что-либо советовать жене практически на всех уровнях. Что можно сказать человеку, который всегда прав? Что он может сказать жене, которая смотрит на него с презрением? Поэтому он умолкает, боясь подвергнуться еще более суровому осуждению.

Дружба

Говорит ли Библия о необходимости и любви, и дружбы? В Песне Песней Соломона, где главной темой является пылкая любовная страсть, Господь уделяет в пятой главе время, чтобы сказать этой паре: "Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!" (ст. 1). Потом дальше, в той же главе, когда женщина вспоминает, какой прекрасный и ослепительный у нее муж ("лучше десяти тысяч других"), она завершает свою хвалебную речь такими словами: "Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой!" (ст. 16).

Новый Завет тоже говорит о дружбе в брачных отношениях. Греческое слово phileo имеет отношение к братской или дружеской любви. В Послании к Титу (2, 3-4) апостол Павел говорит, что престарелые женщины (которые много пережили и знают) должны учить молодых женщин проявлять любовь phileo к своим мужьям, а именно, быть дружелюбными по отношению к ним.

Женщины делятся пережитым, рассказывая о переживаниях. Мужчины устроены иначе. Они делятся своими переживаниями, разделяя друг с другом ту или иную деятельность. Женщина, которая пытается показать мужу, что он ей нравится, что она считает его своим другом, будет терпелива по отношению к его странной просьбе "просто посидеть рядом". Она будет смотреть вместе с ним телевизор, наблюдать за тем, что он делает, и не будет пытаться разговаривать с ним. Когда муж приглашает жену посидеть рядом с ним, он в значительной степени работает над созиданием их взаимоотношений. Может быть, они не покажутся значительными для нее, но, тем не менее, они исключительно важны. Таков способ общения мужчин.

Если муж замкнулся и ушел в себя, жене нужно просто сидеть рядом с ним, делая что-то свое. Не обязательно даже разговаривать, а просто побыть с ним рядом. Постепенно общение наладится и дружба в семье укрепится.

Интимная близость

Когда дело доходит до интимных отношений, муж и жена должны удовлетворять потребности друг друга. Апостол Павел говорит, что каждый должен исполнять свой долг по отношению к супругу. Мужья, в частности, могут подвергнуться сатанинским атакам в случае, если будут лишены интимной жизни с женой.

Жены подчас сами толкают мужей на внебрачную связь, потому что дома лишают их удовлетворения этой естественной потребности. Обычно всю вину за измену возлагают на мужчину, но во многих случаях он становится жертвой искушения, в которое ввергла его жена. Святитель Иоанн Златоуст вразумляет жен: "Не лишайте себя друг друга, точию по согласию. Что это? Да не уклоняется, — говорит он, жена против воли мужа, и муж против воли жены. Почему? Поелику от сего воздержания рождаются великие бедствия, ибо часто отсюда рождаются и прелюбодеяния, и блудодеяния, и расстройство домов. И справедливо сказал: не лишайте, наименовав здесь лишением, а выше долгом, ибо воздерживаться одному, при несогласии на то другого, это уже не будет лишением. Ибо если, убедив меня, возьмешь что-либо из принадлежащего мне, это не значит лишать меня; если же кто против воли и с принуждением берет, тот лишает. А это делают многие женщины, и через то становятся виновными в похоти мужей, и все приводят в расстройство, тогда как согласие нужно предпочитать всему. А почему его нужно предпочитать всему, рассмотрим на самом деле. Возьмем мужа и жену. Жена воздерживается против воли мужа. Что же? Не станет ли он блудодействовать? А если и не станет, то будет печалиться, возмущаться, воспламеняться, ссориться и причинять бесчисленные беспокойства жене. Что же пользы в посте и воздержании, когда нарушена любовь? Ничего, ибо сколько обид, сколько беспокойств, сколько принуждений рождается отсюда! Христос через Павла повелел, чтобы жена не отлучалась от мужа, и чтобы они не лишали друг друга, разве по согласию. Но некоторые жены по любви к воздержанию оставили мужей своих, как будто бы это было делом благочестия, и ввергли себя в прелюбодеяние".


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.