Воспитание детей

Воспитание детейАбсолютно необходимое условие воспитания — это единство и согласие между родителями. Когда вы спорите со своим супругом или супругой при детях, никто не выигрывает, но проигрывают все.

Там, где есть согласие, есть и сила. Несогласие всегда приводит к бессилию. Три вещи очень важны для нормальной семейной жизни: близость, дисциплина и любовь. Любовь необходима, но дисциплина очень важна. Дисциплина основана на исправлении, а не на наказании. Там, где нет любви, там есть только приверженность букве закона. Наказывать сыновей и дочерей за ошибки, если родители не научили их прежде, как поступать правильно, это само по себе ошибочно (Иер. 30, 11).

Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где же он научится ей? Если он с детства не привыкнет искать счастья именно во взаимной любви, то в каких же злых и дурных влечениях он будет искать счастья в зрелом возрасте? Дети все перенимают и всему подражают, незаметно, но глубоко вчувствуясь в жизнь своих родителей, тонко подмечая, угадывая, иногда бессознательно следя за “старшими” наподобие “неутомимых следопытов”.

Чтобы развиваться верно и творчески, ребенок должен иметь в своей семье очаг любви и счастья. Только тогда он сможет развернуть свои нежнейшие и духовнейшие способности; только тогда его собственная инстинктивная жизнь не будет вызывать в нем ни ложного стыда, ни болезненного отвращения; только тогда он сможет прильнуть с любовью и гордостью к традиции своей семьи и своего рода с тем, чтобы принять ее и продолжить ее своей жизнью. Вот почему любовная и счастливая семья есть живая школа одновременно и творческого равновесия души, и здорового органического консерватизма. Там, где царит здоровая семья, там творчество будет всегда достаточно консервативным для того, чтобы не выродиться в беспочвенную революционность, а консерватизм будет всегда достаточно творческим для того, чтобы не выродиться в реакционное мракобесие.

Самое большое значение имеют первые пять-шесть лет детской жизни; а в следующее за ним десятилетие (с шестого по шестнадцатый год жизни) многое, слишком многое, завершается в человеке чуть ли не на всю жизнь. В первые годы детской жизни душа ребенка очень нежна, впечатлительна и беспомощна. Он как бы плывет в потоке наивной, непосредственной доверчивости. В этот период жизни впечатлениям открыта последняя глубина души; она вся всему доступна и не защищена никакой защитной броней; все может стать или уже становится ее судьбой, все может повредить ребенку или испортить ребенка. И действительно, все вредное, дурное, злобное, потрясающее или мучительное, что ребенок воспринимает в этот первый, роковой период своей жизни, — все причиняет ему душевную травму, последствия которой он потом влачит в себе через всю жизнь то в виде нервного подергивания, то в виде истерических припадков, то в виде уродливой склонности, извращения или прямой болезни. И наоборот, все то светлое, духовное и наполненное любовью, что детская душа получает в эту первую эпоху, приносит потом, в течение всей жизни, обильный плод.

Родители и воспитатели не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию или диссимуляцию ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой: и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребенку нельзя сообщить что-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать ему в ответ или провести определенную границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нем или чем лгать и обманывать, и потом быть изобличенным детской проницательностью. И не следует говорить так: “это тебе рано знать” или “этого ты все равно не поймешь”; такие ответы только раздражают в душе ребенка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: “я не имею права сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно”. Этим не нарушается прямота и искренность и дается конкретный урок долга, дисциплины и деликатности.

Часто на мать возлагается основная ответственность за ребенка. Это такое же извращенное мнение, как то, которое ошибочно полагает, что брак — это предприятие с ответственностью 50 на 50. Брак — это предприятие 100 на 100. В браке нельзя сохранить эгоизм. В браке не может быть возможности для мужчин устраняться от ответственности за детей, полагая, что это — женское дело. Чем больше жена делает того, чего не делает муж, тем большую ошибку совершают они оба. Не следует принимать на себя обязанности мужа.

Отношения с детьми никогда не должны становиться камнем преткновения для отношений с мужем. Дети должны получать только хорошее от счастливого брака между отцом и матерью.

Есть основа, трудно определяемая словами, на которой строится жизнь каждой семьи, некая атмосфера, которой дышит семейная жизнь. И вот эта атмосфера очень сильно влияет на формирование души ребенка, определяет развитие детских чувств и детского мышления. Эту общую, трудно определяемую словами атмосферу можно назвать "миросозерцанием семьи". Как бы ни сложились судьбы людей, выросших в одной семье, у них всегда остается что-то общее в их отношении к жизни, к людям, к самому себе, к радости и к горю.

Не могут родители создать личность своего ребенка, определить его таланты, вкусы, вложить в его характер желательные им черты. Мы не "творим" наших детей. Но нашими усилиями, нашей собственной жизнью и тем, что мы сами восприняли от наших родителей, создается определенное миросозерцание и отношение к жизни, под влиянием которых будет расти и развиваться по-своему личность каждого из наших детей. Выросший в определенной семейной атмосфере, станет он взрослым, семьянином и, наконец, стариком, всю жизнь неся на себе ее отпечаток.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.