Таинство любви. Митрополит Сурожский Антоний

И вторая:

"Отец, Сын и Святый Дух, Всесвятая, и Единосущная, и Живоначальная Троица, Едино Божество и Царство, да благословит вас, и да подаст вам долгожитие, благочадие, преспеяние [18] живота и веры, и да исполнит вас всех сущих на земли благих, да сподобит вас и обещанных благ восприятия, молитвами Святыя Богородицы, и всех святых, аминь".

Здесь снова нам раскрывается Святая Троица как Учредитель, Охранитель и как Образ совершенной взаимной любви, Троица Единосущная, Которая по любви и по природе Едина, Которая дает жизнь, Которая благословляет нас… И затем мы просим о таких простых вещах, как долгая жизнь, добрые дети, преуспеяние в жизни, умножение веры и всех сущих на земле благ.

Уже раньше в одной молитве мы просили о том, чтобы Господь дал венчающимся все, что земля может дать самого лучшего, с тем, чтобы они в первую очередь уделяли другим, с тем, чтобы получив от Бога, по Божией любви, по милосердию все, что земля может дать, — и они по милосердию, по любви, с лаской давали тем, кто пребывает в какой бы то ни было нужде, — и душевной, и телесной. Мы молились и о том, чтобы Господь благословил этот брак по молитвам родителей, потому что, как сказано, благословение родителей утверждает дома детей (Сир. III, 9). Как это все прекрасно! Мы видим, что в тайне Святой Троицы соединяются и небо, и земля, что все самое прекрасное, о чем можно только мечтать, делается реальностью или, по крайней мере, возможностью, если только мы смело, порой героически, будем совершать свой земной путь.

В самом конце чина венчания мы приносим молитву Божией Матери, Деве Богородице, Которая так возлюбила мир, что Она Своего Сына свободно отпустила на жизнь ради человечества и на смерть крестную, мучительную ради спасения человечества. Она все может понять, Она в Своей чистоте и святости может понять и безбрачного, и женатого; Она в Своей чистоте может понять всю тайну человеческой природы и с ее борением, и с неизмеримой красотой человеческой души, и с неизмеримым достоинством человеческого тела. И поэтому мы заканчиваем службу молитвой Божией Матери:

"Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем".

И за этим священник произносит следующее благословение:

"Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим честен брак показавый, Христос истинный Бог наш [19], молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых боговенчанных царей, равноапостолов Константина и Елены; святого великомученика Прокопия [20], и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец."

И затем поется многолетие: Многая, многая лета жизни — подвижнической, чистой, достойной и Бога, и той взаимной любви, которая привела к браку жениха и невесту. На этом заканчивается служба венчания.


Примечания

[1] Евхаристия — таинство причащения, в котором верующие соединяются Христу, причащаясь под видом хлеба и вина Его Телу и Крови.

[2] Образ взят из книги Откровения Иоанна Богослова (Откр. 19, 7), где он означает окончательное единение верующих со Христом в Царстве Небесном.

[3] См.: Исход, гл. 12. О значении жертвы см.: Митрополит Антоний. Беседы о вере и Церкви. — М., 1991 (О Божественной литургии).

[4] Евангелие и другие новозаветные писания сохранились в виде рукописей разного объема и целостности. Содержание некоторых фрагментов таких рукописей не было включено в окончательно признанный Церковью полный, так называемый канонический текст Священного Писания.

[5] См.: Митрополит Антоний Сурожский. Проповеди и беседы. — М.: "Либрис", 1991. С. 63.

[6] Марсель, Габриэль (1889–1973) — французский католический философ, драматург и критик.

[7] Венсан (Винсент) де Поль (1581–1660) — французский священник, проповедовал и служил среди бедноты; основатель конгрегаций (объединений) сестер милосердия, священников-миссионеров и др. благотворительных учреждений.

[8] Обручение, венчание — отдельные части церковного чина бракосочетания; объяснение их дается далее по тексту.

[9] См.: Евангелие от Луки, 15, 11-32.

[10] См.: Н. В. Гоголь "Мертвые души", т. II, гл. 2.

[11] Притвор — часть храма при входе; в древности там совершались некоторые части богослужения; там же стояли оглашенные, т.е. люди, еще только готовящиеся к Таинству Крещения.

[12] К. С. Льюис (1898–1963). Образ взят из его книги "Просто христианство". См.: К. С. Льюис. Любовь. Страдание. Надежда. М.: Республика, 1992.

[13] Литургия — главное христианское богослужение, за которым совершается Таинство Причащения верующих Святым Тайнам — Телу и Крови Христовым.

[14] Венчание инославных с православными допускается Русской Церковью при соблюдении некоторых условий, в частности — обязательстве воспитывать детей в православной вере. На такой брак требуется разрешение архиерея.

[15] Аналой — высокий столик с пологой верхней доской для удобства чтения лежащих на нем богослужебных книг или целования лежащей на нем иконы.

[16] Постриг — чинопоследование принятия монашества.

[17] Чистыми и защищенными от всяких козней.

[18] Преспеяние — успех, благополучие.

[19] Христос, истинный Бог наш, показавший Своим посещением брака в Кане Галилейской достоинство брака…

[20] По объяснению "Настольной книги для священноцерковнослужителей", составленной С. В. Булгаковым (Харьков, 1900; переизд.: М., 1993), на отпусте поминаются святые равноапостольные Константин и Елена — первые земные цари, принявшие христианство и распространявшие правоверие. Нововенчанная пара призывается подражать их апостольской ревности и трудам по Богу. Святой великомученик Прокопий во время своих страданий воодушевил двенадцать благородных женщин идти на страдания и смерть за веру с радостью, как на брачный пир. Их пример должен вдохновлять нововенчанную пару стремиться наследовать венцы Небесного Царствия.




Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.