Соотношение Священного Предания и Писания

Священное Писание учит нас сохранять полноту учения Христа и апостолов. Однако это учение не полностью отражено в Священном Писании. Св. Иоанн Богослов свидетельствует: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (21, 25).

Согласно православному вероучению, нельзя противопоставлять Священное Предание и Писание, они — единое Откровение Божье, только в разных формах. Причем Предание — первичная форма.

Несколько тысячелетий существовал мир, пока не появилось Священное Писание, однако Предание было. Святой пророк Моисей начал писать книги после выхода из Египта в середине XIII ст. до Р.Х. До этого события народ Божий руководствовался Преданием: теми откровениями, которые Авраам, Исаак, Иаков получали от Бога.

Прочитав Новый Завет, мы делаем вывод, что Иисус Христос не написал ни одной книги. Он проповедовал только устно. Если в духовной жизни нужно было обязательно руководствоваться Священным Писанием, Он дал бы его. Кроме того, Господь и Своих учеников посылал учить, наставлять, проповедовать. Нигде нет указания Христа, чтобы апостолы писали книги. И апостолы проповедовали, организовывали церковную жизнь, поставляли епископов, и далеко не все оставили записи. То, что написали апостолы, ни в коем случае не охватывает полностью их проповедь. Св. Иоанн Богослов признается: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 1, 12). Все, о чем говорил Иоанн Богослов «устами к устам», не могло быть утрачено и вошло в жизнь Церкви как более полное и совершенное. Следовательно, и мы, христиане, должны жить не только Священным Писанием.

Апостол Павел также ставил устную проповедь на первое место. Прощаясь с ефесскими пресвитерами, он просил их помнить то, чему три года непрестанно учил со слезами (Деян. 20, 31). Он использовал внебиблейское устное предание. Имена Ианний и Иамврий не встречаются в Ветхом Завете, однако апостол Павел говорит, что они «противились Моисею» (2 Тим. 3, 8). Здесь апостол опирается на устное предание, гласящее, что имена двух наиболее выдающихся египетских волхвов, упоминаемых в повествовании об Исходе (главы 7-8), были «Ианний» и «Иамврий».

Все, что говорилось Христом и апостолами, становилось правилом, нормой церковной жизни, каноном. При необходимости Предание фиксировалось письменно. Списки правил святых апостолов известны с III века в виде сборника, названного «Правилами Апостолов» — это те правила, которые сложились в апостольский век и потом были собраны в один свод. И Церковь согласилась, что именно эти правила являются устными правилами апостолов. Записаны же они со временем.

Духовная жизнь Церкви фиксировалась в трудах святых отцов в виде проповедей, поучений.

Как складывалось Предание? Апостол Павел говорит (2 Тим. 2, 2): «и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить». Это и есть Священное Предание. Поэтому апостол и хвалит коринфских христиан за то, что они сохраняли Предание: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11, 2).

Слово Божие —это не только то, что записано, но, в первую очередь, то, что услышано: «приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих» (1 Фес. 2, 13).

Апостол Павел широко понимал Предание, это видно из его слов: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15). И слово, и послание суть Откровение Божие, оно имеет две формы передачи — устную и письменную.

Апостол Павел научает христиан удаляться от всякого брата, который ведет себя бесчинно, а не соответственно Преданию, которое приняли (2 Фес. 3, 6). Тут противопоставляется нормальная церковная жизнь — жизнь по Преданию — и отвержение Предания, т.е. бесчинная жизнь.

Те, кто отвергает Священное Предание, пытаются обосновать это, опираясь на Священное Писание. Например, приводят слова из Апокалипсиса (22, 18-19): «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;

и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей». Тут говорится о словах пророчества. И это очевидно, ведь тогда даже не было свода книг Библии. Существовал Ветхий Завет в трех разных частях — Закон, Пророки и Писания. Даже если принять во внимание неправильное толкование слов апостола, то признание Предания не нарушает наставления св. Иоанна, ибо Церковь не добавляет к Писанию и не отнимает, но вместе с апостолами верует, что для полноты духовной жизни необходимо Предание.

Следующая ссылка отвергающих Предание: «тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф. 15, 6). Господь обличает фарисеев, что они придумали постановления, которые противоречат некоторым заповедям: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное» (Мк. 7, 7-8). Тут речь идет о предании человеческом, а не Священном.

Как же отличить человеческое предание от Священного? Критерием истинности является Церковь, ибо она есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Чтобы доказать, что то или иное предание неистинно, необходимо показать, когда оно возникло и доказать, что его не было раньше.

Св. Ириней Лионский († 202) пишет: «Если бы возник спор по какому важному вопросу, нужно было бы обратиться к самым древним церквам, с которыми имели отношения апостолы и от них получить, что есть верное и ясное по этому вопросу»; «все, кто хочет видеть истину, могут во всякой церкви узнать Предание апостолов, открытое во всем мире, и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах и преемников их до нас».

Св. Викентий Лиринский (церковный писатель V века) так формулирует критерий истинности Предания: «Во вселенской Церкви нужно придерживаться того, во что верили повсюду, всегда и все».

Священное Предание — это не набор информации, который был устным, а потом зафиксирован на письме. Священное Предание более глубокое, это передача Святого Духа, жизнь во Христе. Протопресвитер Иоанн Мейендорф († 1992) утверждает, что: «предание есть непрерывная последовательность не только идей, но и опыта. Она предполагает не только интеллектуальную согласованность, но и живое общение на путях постижения истины».



Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.