Учение о Церкви

Появление Церкви Христовой имеет глубокую и самую непосредственную связь с воплощением Сына Божия. Сын Божий не пришел на землю невидимо, но пришел явно: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» (1 Ин. 1, 1).

Церковь — продолжение Христова воплощения, поэтому она — Тело Христово. В Церкви как в мистическом Теле Христа есть невидимые аспекты (благодать), Церковь невидимо управляется Христом, оживотворяется Святым Духом. Невидимо в нее входит Церковь небесная. Но земная вселенская Церковь не может быть невидимой.

В день Пятидесятницы появилась видимая Церковь. Господь — ее Глава, Он не может допустить падения Церкви: «Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его» (Мф. 12, 29) и «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Наличие грешников в Церкви не может быть причиной отделения от нее. Христиане должны стремиться к святости, но не все сразу могут стать святыми. В земной Церкви есть и святые, и грешники. Про это говорил Господь, когда сравнивал Церковь с полем, на котором растет пшеница вместе с тернием (Мф. 13), или с неводом, в котором есть всякая рыба. Учил про это и святой апостол Павел: «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении» (2 Тим. 2, 20).

В Теле Христовом есть члены более слабые, менее высококачественные и даже плохого вида, и когда один член страдает, то и все Тело страдает, когда один член радуется, тогда и все Тело радуется (1 Кор. 12, 13-26). Определение Церкви как Тела, как организма позволяет нам сразу понять, что это единое целое, состоящее не из частей, а из членов, которые навсегда неразлучно соединены друг с другом с того момента, как они стали единым Телом. Члены Церкви — это не взаимозаменяемые части; невозможно забыть того, кто присутствовал среди нас и кого мы более не видим; невозможно заменить того, кто был здесь с нами, кем-то, кого здесь не было. Тот, кто принадлежит к этому Телу, принадлежит к нему часто трагически, но принадлежит навсегда.

Из Священного Писания мы видим, что грешники были в Церкви с самого начала: Анания и Сапфира (Деян. 5). В Откровении св. Иоанн Богослов пишет про разные церкви: Ефесскую, Смирнскую, Пергамскую, Фиатирскую, Сардийскую, Филадельфийскую и Лаодикийскую — и вместе с тем никому не советует отделяться от этих церквей. Грешные члены не могут лишить Церковь ее святости, потому что освятил ее Христос Своими страданиями, учением, и Дух Святой пребывает в Церкви и действует в Таинствах.

Некоторые учат, что спасает человека не Церковь, а Христос. Но для чего же тогда Церковь? Если Церковь — Тело Христово, и Христос — Глава Церкви, то неправомерно отделять Главу от Тела. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 25). Апостол Павел называет Христа Спасителем Тела: «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5, 23); «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1, 24). Кто не является членом этого Тела, тот и не имеет никакого отношения к Ее Главе.

Слова Христа «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20) имеют отношение только к членам Церкви, к тем, которые имеют истинную веру. Это и имеется в виду Христом, ибо не всякие два-три человека образуют церковь: «скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 16-17).

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.