Церковная иерархия

Церковная иерархияО богоустановленности иерархического служения свидетельствует апостол Павел: «Он [Христос] поставил одних Апостолами, … иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения» (Еф. 4, 11-12).

В двенадцатой главе первого послания к коринфянам апостол Павел развивает мысль, что Церковь есть Тело Христово, состоящее из разных членов, причем, хотя все члены являются равноценными как члены одного тела, однако они имеют между собой различия по своему месту в теле, потому и дары различны, при единстве Духа, различны и служения. Здесь устанавливается общий принцип иерархического церковного строения общества, как вытекающий из высшей целесообразности строения духовного организма и воли Божией. Иерархическое начало, не отрицающее, но осуществляющее всеобщее равенство при различии природном и духовном, свойственно всякому обществу, имеющему духовную основу и цель, и тем более оно присуще церковному обществу. Иерархична — в разных направлениях — была ветхозаветная церковь, и начало новозаветной иерархии положено самим Господом, призвавшим 12 апостолов и сделавшим их таинниками Его учения и свидетелями Его жизни. Каждый из апостолов был лично призван Господом к апостольскому служению и через то принял звание апостольское.

Апостолов поставил Господь, они в свою очередь поставляли епископов, поэтому неправильно противопоставлять избрание общины рукоположению как нечто его заменяющее или исключающее. Совсем наоборот, избрание общины, в качестве предварительного условия, вполне совместимо с признанием решающего значения за рукоположением. Человеческое избрание или желание, одно само по себе, не может возместить Божественного акта рукоположения. И выборный чиновник общины от этого избрания не делается иерархом, не приобретает власти иерархической, не становится харизматиком. Иерархия — единственное харизматическое служение в Церкви, которое своим наличием восполняет отсутствие чрезвычайного харизматизма (пророков, апостолов), хотя его и не исключает.

Господь учил, что необходимо быть послушными: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10, 16). Так же учили и апостолы: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13, 17), «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр. 5, 5), «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их» (1 Фес. 5, 12-13), «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5, 17).

Учение о всеобщем священстве никак не может быть основанием к отрицанию церковной иерархии. Впервые слова о всеобщем священстве народа Божия прозвучали в Ветхом Завете: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19, 6). Но, несмотря на это, Бог установил иерархическое священство. Всеобщее священство — идея про то, что все христиане должны приносить Богу духовные жертвы: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр. 2, 5). Вся наша жизнь — это служение Богу, а святость жизни — духовная жертва.

Людей, отрицающих иерархическое священство, можно уподобить Корею, Дафану и Авирону, которые отрицали священство и за это были наказаны Богом (Числ. 16).

В книгах Нового Завета не совсем выразительна разница между епископами и пресвитерами. Эти названия были неустойчивыми, а от ветхозаветных названий надо было отказаться, так как их употребление указывало на необходимость соблюдения ветхозаветных обрядов. Новые же названия прижились не сразу. О наличии иерархии свидетельствует ученик апостола Иоанна Богослова и преемник апостола Петра по Антиохийской кафедре Игнатий Богоносец: «Все последуйте епископу, как Иисус Христос — Отцу, а пресвитеру, как апостолам. Дьяконов же почитайте как заповедь Божию» (Послание к смирнянам, гл. 8).

Тертуллиан также проводил четкое различие между церковным клиром и народом. Он свидетельствует о наличии в Церкви священнической иерархии, состоящей из трех степеней — епископов, пресвитеров и диаконов.

Слово «священник» долго не употреблялось, но иерархические ступени священства всегда были и воспринимались как степени священства, а не административные должности: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4, 14), «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1, 6). Слова апостола Павла к Тимофею свидетельствуют также о том, что рукоположение — это Таинство, особенный дар, а не просто молитва и подтверждение избрания.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.