Апостольское преемство

Одним из четырех существенных свойств Церкви, без которого она не может существовать, является апостольство. Это свойство по существу означает, что Церковь всегда остается внутренне тождественна той Церкви, которой она была при апостолах. Однако эта тождественность определяется рядом очень важных внешних и внутренних признаков, одним из них является апостольское преемство.

Церковная иерархия, или священноначалие, ведет свое начало от Самого Иисуса Христа и от сошествия на апостолов Святого Духа и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в Таинстве Священства.

Учитывая особую важность епископского служения, Церковь всегда тщательно следила, чтобы сохранялась преемственность епископата, восходящая к апостолам, чтобы не было самосвятства. Сщмч. Ириней Лионский во второй половине II века писал: «Мы можем перечислить тех, кто от апостолов поставлен епископами в церквах и их преемников даже до нас».

 Апостолы, как первоиерархи, передавали свои иерархические полномочия своим преемникам. Это преемство ко II веку оформилось по типу ветхозаветного священства, хотя уже и отличного от него. Для Церкви, которая живет единством Предания, это установление апостольского преемства иерархии очевидно.

Священство не передается по наследству: священниками не рождаются, а становятся. Приобретение благодати священства происходит в церковном Таинстве. Во время этого Таинства епископ возлагает на голову кандидата свои руки (отсюда и название чина — Рукоположение) и читает особые молитвы, становясь, таким образом, как бы «отцом» новопоставленного священника. Если проследить «генеалогическое древо» подобных рукоположений в глубину прошлого, то обнаружится, почему Православная Церковь говорит о преемстве именно апостольском. Дело в том, что, дойдя до начала этой цепочки рукоположений, мы обнаружим удивительный факт: каждый рукоположенный священнослужитель имеет одного «предка». Этим «предком» будет кто-то из двенадцати апостолов Христа.

Св. Писание и самое раннее Предание Церкви говорят о том, что апостолы поставляли предстоятелей церквей, не передавая им благодать апостольства (эта благодать, связанная с личным свидетельством о воскресении Господа, непередаваема), но делая их «апостольскими преемниками» в Церкви и для Церкви. Вне Церкви нет апостольского преемства, но внутри Церкви, именно оно указывает на тех, кто в каждой Церкви призван предстоятельствовать и быть образом Cамого Христа. Эта благодать, поскольку Евхаристия есть осуществление Жертвы Единого Первосвященника Христа, предполагает служение предстоятельства, отличное от общего царственного священства народа Божия. Как образ Христа, предстоятель Евхаристии есть архиерей. Если предстоятель находится в сане пресвитера, он получает от епископа поручение заменять его в предстоятельстве, т. е., исполнять служение архиерея.

Апостольское преемство является одним из условий того, что Церковь благодатна, непрерываемо связана с первоначальной апостольской Церковью, и в ней действительно совершаются Таинства, а значит, она выполняет свое назначение — вести людей ко спасению. Однако апостольское преемство не ограничивается только самой по себе непрерывной цепочкой рукоположений. Необходимо и другое условие: Церковь должна сохранять то вероучение, которое она получила от апостолов (а апостолы от Самого Христа). Поэтому одно апостольское преемство не свидетельствует об истинности церкви.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.