Необходимость добрых дел для спасения

Православная Церковь учит, что спасение совершено Богом, но не без человека, от которого требуется правая вера и праведная жизнь. Иоанн Златоуст пишет: “Бог не заставляет никого. Если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно. Не потому, что желание Его бессильно, а потому, что Он заставлять никого не хочет”. По этой причине апостол Павел призывает христиан: “со страхом и трепетом совершайте свое спасение” (Фил. 2, 12).

Про то, что вера без жизни по воле Божией сама по себе не спасает, писал святой апостол Иаков: “Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? ” (Иак. 2, 19-21)

Образцом веры явяется праотец Авраам, который назван праведником не потому, что он признавал Бога, но потому, что следовал Его воле, делами показывал свою веру: “Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим»” (Иак. 2, 21-23).

Выразительно говорит про необходимость добрых дел для спасения также притча о Страшном суде (Мф. 25). 

Некоторые конфессии учат, что человек спасается одной только верой и в подтверждение своих слов приводят слова Писания “делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть” (Рим. 3, 20) или ”человек оправдывается не делами закона” (Гал. 2, 16). Очевидно, что разговор тут о ветхозаветном обрядовом законе. В то время стоял вопрос, нужно ли христианам выполнять ветхозаветные предписания (обрезание, суббота и др.), но отнюдь не идет здесь речь о добрых делах.

Писание учит: “не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут” (Рим. 2, 13) и “Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мф. 7, 21).

Невозможно быть уверенным в своем спасении, если только имеешь веру во Христа, так как каждый из нас имеет личные грехи, и мы обманываем себя, когда говорим, что не имеем греха (1 Ин. 1, 8-10). Спасение от власти смерти и врага рода человеческого, совершенное Иисусом Христом, следует отличать от личного спасения конкретного человека. Для конкретных людей спасение — это перспектива, реализация которой зависит и от нас, ибо Господь воздаст каждому за его дела (Рим. 2, 6). Род человеческий спасен в целом, так как Иисус Христос принес жертву за грехи людей. Но не каждый спасется: “Ибо мы спасены в надежде” (Рим. 8, 24).

При грехопадении человек не полностью повредил свою природу, у него сохранилось стремление к добру, желание делать добро, поэтому человек и был в состоянии воспринять спасительное учение Христа. Церковь не говорит, что спасение совершается механически, но через активное участие человека. Это учение основывается на благовестии Христа. Господь требовал от своих последователей не только веры и добрых дел, но и любви как к Богу, так и к ближнему. «Заповедь новую даю вам…», «По тому узнают все,что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Это не теоретическая, не абстрактная любовь, а деятельная: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Одна только вера не делает человека совершенным, необходимо еще потрудиться над очищением своей души.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.