Крещение как Таинство, Крещение детей

Крещение как Таинство, Крещение детейРазличия во взгляде на необходимость крещения детей основано, прежде всего, на различном понимании Таинства Крещения. Некоторые протестантские конфессии учат, что Крещение — это обряд, необходимый только потому, что его установил Иисус Христос, Крещение — это внешнее свидетельство уже совершившегося внутреннего перерождения совершенного верой.

В Православной Церкви Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5) и «что все (а не только взрослые) мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 3-4). Мы также знаем, что в Православном Крещении человек становится членом Тела Христова (как об этом говорит апостол: «вы Одним Духом крестились в одно Тело» (1 Кор. 12, 13)) и облекается во Христа (Гал. 3, 27). Благодаря Крещению с человека смываются все грехи (Деян. 22, 16), в том числе и тот грех, который все унаследовали от Адама. Ведь апостол Павел говорит: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12), а потому и все нуждаются в очищении и избавлении от закваски древней смерти. И младенцы не составляют здесь исключения, ибо «кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов. 14, 1). А раз так, то и они должны облечься в Единого Бессмертного и стать Его членами, чтобы спастись.

Апостол свидетельствует, что Господь избавил нас не за дела праведности, которые мы сделали бы, но по Своей милости через Крещение (Тит. 3, 5). То есть Крещение имеет спасительное значение. 

Священномученик Ириней Лионский (II век) говорит: «Христос пришел спасти тех, кто через Него возрождается в Бога: младенцев, отроков, юношей, старцев». 124-е правило Карфагенского Собора (IV в.) содержит анафему отвергающим необходимость крещения младенцев и новорожденных детей. Младенец, принимающий Таинство, не может логически осмыслить то, что происходит с ним, однако его душа вполне способна воспринять благодать Святого Духа. «Я верую, — пишет преподобный Симеон Новый Богослов, — что крещеные младенцы освящаются и сохраняются под кровом Всесвятого Духа и что они — овцы духовного стада Христова и избранные агнцы, ибо запечатлены знамением животворящего Креста и совершенно освобождены от тиранства диавола». Однако младенцам благодать Божья дается как бы в залог их будущей веры, как семя, которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды, требуются усилия и восприемников, и самого крещаемого по мере взросления.

Некоторые отвергают необходимость крещения младенцев, приводя слова Спасителя: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16, 16). Эти слова означают, что для спасения необходимы и вера, и крещение. Конечно, никакой православный не скажет, что человек, крещенный в младенчестве и не уверовавший в сознательном возрасте, спасется. Если же понимать эти слова так, как их понимают люди, отрицающие необходимость крещения младенцев, то получится, что младенцы обречены на гибель. Ведь они не имеют той сознательной веры, которая от них требуется. Эти слова следует применять к человеку, способному выбрать между верой и неверием.

Писание говорит также, что «крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3, 21) В этих словах налицо ошибка перевода. Буквально подлинник передается славянским текстом: «спасает крещение, не плотския отложения скверны, но совести благи вопрошение у Бога, воскресением Иисус Христовым». Это можно проверить, взяв перевод Нового Завета на другом европейском языке (английском, немецком и др.). А мы можем всегда просить Бога дать благую совесть новокрещеному. При крещении младенцев требуется вера их восприемников и родителей. По правилам Церкви дети неверующих родителей не могут быть допущены до этого Таинства, ибо они не могут поручиться за то, что их ребенок будет воспитан в Православии.

Слова Господа о том, что таковых, как дети есть Царство Божие, также не отрицает необходимость их Крещения. Такие как дети — это такие же незлобивые и чистые. Ведь Христос говорил взрослым, чтобы они подражали детям. А если дети могут спастись без Крещения, то тоже могут сделать и все другие, если только им подражают в чистоте. Но о необходимости Крещения для спасения ясно говорил Господь.

Надо сказать, что христианскую практику крещения младенцев можно оправдать и другим способом. Апостол Павел говорит, что в Христе мы «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2, 11-12). Если же Крещение — это нерукотворное обрезание Христово, то как мы можем устранять от него младенцев, когда в Ветхом Завете человек вступал в завет с Богом через обрезание в восьмой день своей жизни (Быт. 17, 12). При отрицании необходимости Крещения детей получается, что во дни Авраама можно было войти в Завет с Создателем в младенчестве по вере его родителей, а после пришествия Спасителя такая возможность была потеряна, то есть Господь поставил препятствие для вступления с Ним в Завет.

Нужно заметить, что внимательный читатель увидит много прямых свидетельств, что апостолы крестили детей. Так апостол Павел крестил весь дом Лидии (Деян. 16, 15), темничного стража (Деян. 16, 33), а в Коринфе — дом Криспа (Деян.18, 8). В первом послании к тем же коринфянам он говорил, что у верующей жены дети были нечисты, а теперь святы (7, 14), а освящение, как говорится в том же послании, получает человек через Крещение (6, 11). Апостол Иоанн пишет детям, «потому что прощены вам грехи ради имени Его» (1 Ин. 2, 12), а это происходит только при Крещении и следующей за ним Литургии, когда Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1, 7; ср. Деян. 22, 16). «Я весьма обрадовался, — говорит святой Иоанн о крещеных детях, — что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца» (2 Ин. 4). В день Пятидесятницы апостол Петр ясно говорит: «Покайтесь (заметим, что не добавил «все», ибо дети не могут покаяться), и да крестится каждый (т.е. без исключения) из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим (яснее нельзя засвидетельствовать православное учение) и всем дальним, кого не призовет Господь Бог наш» (Деян. 2, 38-39). Итак, Бог несомненно повелевает крестить младенцев по вере их восприемников с тем, чтобы выросши, они под действием охраняющей их благодати и сами усвоили то, что дано им по чистому милосердию Создателя.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.