Миропомазание как Таинство

В Православной Церкви сразу после Крещения совершается Таинство Миропомазания, как и обещал Господь: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7, 38-39). Это обещание было выполнено в день Пятидесятницы, и апостолы сначала передавали дар Духа Святого через возложение рук, а позже — через помазание миром.

 Миропомазание (возложение рук) — воспринималось как самостоятельное Таинство, совершаемое после Крещения. Когда диакон Филипп проповедовал в Самарии, то многие из самарян уверовали и приняли святое Крещение. Однако Филипп не мог передать им дар Духа Святого, поэтому понадобился приход апостолов (Деян. 8, 16). Если бы это было не Таинство, то Филипп возложил бы сам на них руки, и не было бы необходимости призывать апостолов.

Апостол Павел крестил ефесян. После Крещения он возложил на них руки, и в этот момент они получили Святого Духа (Деян. 19, 2-6). То, что возложение рук апостолов — миропомазание — является отдельным Таинством, свидетельствует апостол Павел, когда в послании к евреям перечисляет различные христианские понятия, отдельно выделяя возложение рук (6, 1-2).

Так как человек имеет не только душу, но и тело, то благодать Божия может подаваться и через материю. Так благодать более осознанно воспринимается человеком. Иисус Христос мог исцелить человека словом, но при исцелении слепого Господь помазывает ему глаза, потом говорит идти умыться в купели. Вещество используется для того, чтобы человек более реально почувствовал, что исцеляется силой Божией. Так же кровоточивая женщина исцелилась, прикоснувшись к одежде Спасителя. Он знал ее болезнь, мог исцелить словом, но использует видимые средства для дарования благодати.

Благодать ничем не связана, может подаваться без видимых действий, но даруется и через чин, обряд, литургические действия. Для Крещения нужна вода. Раз так, то ничего удивительного, что для Миропомазания необходимо миро. И то и другое – материя.

Священное Писание нам говорит, что еще в Ветхом Завете святое миро использовалось для помазания священников и принадлежностей храма. Через помазание вещи освящались (Исх. 30, 25, 32). Святыня в Ветхом Завете может быть таковой и в Новом.

Таинство Миропомазания стало совершаться не через возложение рук священства, а через помазание миром тогда, когда увеличилось количество христиан. Апостолы освящали миро, которым помазывали их преемники. Сведения об этом мы находим в Новом Завете: «вы имеете помазание от Святаго» (1 Ин. 2, 20); «помазание, которое вы получили от Него…но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2, 27); «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21-22). Благодаря апостольскому преемству миро, освященное апостолами, до сих пор пребывает в Церкви Христовой.

Выразительные сведения о совершении Таинства Миропомазания есть у церковных писателей. Например, Тертуллиан (ІІ век) пишет: «Выйдя из купели, мы помазываемся благословенным помазанием согласно древним чинам». Под древними чинами Тертуллиан имеет в виду чин Ветхого Завета, а он тогда совершался с помощью святого мира. Святой Киприан Карфагенский (ІІІ век): «Тому, кто покрестился, необходимо также быть помазанным, чтобы, приняв помазание, он мог стать помазанником Божиим, иметь благодать Христову». Писали о Миропомазании и другие церковные писатели и святые отцы.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.