Елеосвящение как Таинство

Указание на Таинство Елеосвящения можно видеть в тех словах Господа к апостолам, с которыми Он отправлял двенадцать учеников на проповедь: "больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте" (Мф. 10, 8 ) и апостолы, как свидетельствует Евангелие, изгоняли бесов и многих больных помазывали елеем и исцеляли (Мк. 6, 13).

Очень выразительно о Елеосвящении говорит святой апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

В Таинстве Елеосвящения больному подается не только телесное оздоровление, но и дарование грехов. То есть благодать Божия действует как на тело, так и на душу.

В церковных памятниках III-IV веков существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу о Божьем благословении на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие Таинства совершались преимущественно епископами.

В византийских богослужебных книгах VIII века мы видим уже более детализированную последовательность молитв при освящении елея для помазания им болящих, первая из которых начинается словами: “Отче Святый, Врачу душ и телес…”. Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Таинства Соборования.

Святой Ипполит Римский в апостольских преданиях (начало III века) говорит об освящении масла после евхаристической молитвы, которое приносили сами верующие, а после того, как предстоятель освящал этот елей, они его забирали, сами помазывали себя и даже вкушали его. Об этом также упоминает и в Евхологии Серапион Тмуитский в IV веке, который называет это масло елеем больных. Симеон Столпник примерно в IV веке, по рассказу блаженного Феодорита, послал персидской царице благословенный елей, который исцелил ее и не только ее, потому что она также мазала многих людей, которые были рядом с ней, и этот елей также исцелял их. В III, IV веках мы видим уже устоявшуюся традицию приносить елей в храм, где над этим елеем молились епископы или священники и раздавали его по домам.

Известна интересная традиция совершения Таинства Соборования Константинопольской церковью в XI веке. Приглашали семь священников к человеку, который хотел собороваться, и у него дома совершали Божественную Литургию. При совершении Литургии священники мазали его освященным молитвой маслом. Семь священников подходили к болящему, и с молитвами семь раз помазывали. После того, как заканчивалась Литургия, служили еще молебен, во время которого мазали этим маслом всех присутствующих в доме людей, мазали сам дом даже до хлева, и после этого читали Евангельское повествование о Закхее. Это Таинство совершалось не в один день, но на протяжении семи дней. Священники семь дней подряд приходили, совершали Божественные Литургии, мазали болящего, весь его дом и людей, находящихся в этом доме.

Но со временем, уже ближе к 13-14 веку, это Таинство сократилось, и его совершали не семь дней подряд, а один день. Однако сохранилось число семь, потому что читали семь Евангелий, и было семь помазаний, и семь молитв, которые читали над больным человеком.

На древность Таинства Соборования указывает и тот факт, что оно поныне совершается в Церквах, отколовшихся от Православия в 5 веке (например, в Коптской и Армянской).


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.