Почитание Креста

Почитание Креста Все, что в этом мире связано с деяниями Бога, может и должно быть или предметом поклонения, или блаженной памяти. У древних евреев почитались священные предметы: каменные скрижали завета, ковчег с манной, жезл Аарона, меч Голиафа, которым Давид избавил народ от филистимлян. Все это хранилось свято в храме Божием, потому что Господь некогда явил через них Свою силу.

В Новозаветной Церкви величайшей святыней считается святое Древо Креста, и не только потому, что крест хранит память о распятии на нем Господа нашего Иисуса Христа. Святая Церковь принимает святое Древо Креста и делает его вещественное изображение потому, ибо он есть зримое выражение всей христианской веры.

Почитая крест Христов, Православная Церковь в первую очередь преклоняется перед домостроительством нашего спасения. Господь призывает всех нас взять крест свой и жить во образе креста Своего (Мф. 10, 38).

Святой крест является новозаветным жертвенником, ибо на нем пролил Свою пречистую кровь Сын Божий. Из Священного Писания следует необходимость почитания и поклонения жертвеннику: «семь дней очищай жертвенник, и освяти его, и будет жертвенник святыня великая: все, прикасающееся к жертвеннику, освятится» (Исх. 29, 37); «Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?» (Мф. 23, 19). Если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились в жертву животные, отнюдь не уничтожавшие грехи (Евр. 10, 1), и все к нему принадлежащее было святыней великою (Исх. 30, 28-29), так что все и вся прикасавшиеся к нему освящалось (Исх. 30, 29), то насколько выше должно нам почитать новозаветный жертвенник, коим является Крест Христов.

Апостол Павел совершенно определенно говорит, что все, бывшее с израильтянами в пустыне, для нас было образами (1 Кор. 10, 6). Псалмопевец Давид обращается к Богу: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» (Пс. 59, 6). Об этом же пророчествует Исаия: «И подымет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» (Ис. 11, 12).

Сам Христос Спаситель не стыдился креста, а напротив, еще при жизни желал скорейшего приближения крестных страданий (Лук. 12, 50); на крест смотрел как на орудие, посредством которого Он привлечет к Себе всех (Ин. 12, 32-33). И говорил, что пред вторым Его пришествием на землю, явится на небе знамение Сына Человеческого, т. е. Крест (Мф. 24, 30).

Св. апостолы хвалились Крестом Христовым (Гал. 6, 14); проповедовали Христа распятого (1 Кор. 1, 23) и от христиан требовали веры в Распятого (1 Кор. 2, 2). Но как можно представить себе распятого без орудия креста? Поэтому, почитая Христа распятого, необходимо почитать и Крест Христов, ибо где Крест Христов, там и Христос распятый. Поэтому и апостол говорит, что слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия (1 Кор.1, 18; ср. Рим. 1, 16). Всех истинных последователей Его призывает: выйдем к Нему (ко Христу) за стан, нося Его поругание, т. е. крест (Евр. 13, 13).

Знамением креста будут запечатлены все истинно верующие пред вторым пришествием Сына Божия (Откр. 7, 2-3; 9, 4).

«Крест — небесных и земных соединение и преисподних попрание», – писал Иоанн Златоуст. Для христиан крест — это и очищение, и просветление, и преображение, и залог будущего века. Блаженный Августин писал в V веке: «Если не употреблять знамение креста или на челе верующих, или при помазании, которым помазаны были мы, или над святой жертвой, которой мы питаемся, то все бесплодно».

Крест — это явление духа и силы. Весь жизненный путь христианина есть познание Креста, и в конце такого пути человек может сказать: «Я сораспялся Христу, и я уже не живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 19-20). «И у Церкви свой трофей над смертью — это Крест Христов, который она носит на себе», — говорит Ипполит Римский.

Он есть орудие спасения, предмет благоговейного почитания для всех. Вместе с апостолом Павлом смеет говорить всякий христианин: «Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14).

За что начали так благоговейно чтить крест, который прежде считали позором? За то, что на кресте угодно было Сыну Божию принять смертную казнь за грехи всего мира. На кресте произошло примирение Отца Небесного с людьми-грешниками. С этого времени это знамение победы над смертью, над диаволом. Крест Христов для каждого христианина есть любовь Творца к Своему творению.

Крест Христов именуется Честным, ибо ему подобает чествование как великой святыне, орудию нашего спасения. Крест Христов чествуется молитвой пред ним, поклонами, лобзанием, каждением, возжжением светильников, употреблением крестного знамения в молитвах и священнодействиях, изображениями креста в храмах и домах. Крест Христов именуется Животворящим потому, что дает жизнь тем, кто через Крещение приобщился к плодам Крестной Жертвы, и потому, что Крестною смертью Христос победил смерть телесную, положив начало всеобщему воскресению: Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1 Кор. 15, 20).

Перед Своими страданиями Господь говорил: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие, говорил Он, давая разуметь, какою смертию Он умрет» (Ин. 12, 31-33). «Ибо благоугодно было Отцу… чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1, 19-21).

«Итак, не стыдись столь великого блага, — поучает св. Иоанн Златоуст о кресте, — да не постыдится и тебя Христос, когда приидет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самых лучей солнечных… Напечатлей крест в уме твоем и обними спасительное знамение душ наших. Этот самый крест спас и преобразовал вселенную, изгнал заблуждение, ввел истину, землю обратил в небо, людей соделал ангелами. Когда при нас крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны; смерть уже не смерть, а сон. Крестом все враждебное нам низложено и попрано… Крест — наша похвала, начало всех благ, дерзновение и все наше украшение».


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.