Священническое благословение

Священническое благословениеСвященнослужители осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением. Священническое благословение — не только благочестивый церковный этикет, обряд, добрая традиция. В нем заложен более глубокий сокровенный смысл.

Когда священник благословляет нас, то складывает пальцы так, что они изображают буквы: Iс. Хс., то есть Иисус Христос, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя верующие принимают с благоговением.

Уже первые христиане особо ценили священническое благословение и просили этого благословения на многие случаи как своей личной, так и общественной жизни. В наше время мы получаем это благословение за богослужением в храме. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, всё, что делается без благословения Божия, получается в сто раз труднее, чем то, что делается с благословением.

Установил священническое благословение сам Господь Вседержитель, давая народу Своему первые чины богослужения. В Библии, в книге Чисел мы читаем: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: Да благословит тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывает имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» (Числ. 6, 22-27).

В другой библейской книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, мы читаем: «Тогда священник, сойдя, поднимал руки свои на все собрание сынов Израилевых, чтобы устами своими преподать благословение Господа и похвалиться именем Его; народ повторял поклонение, чтобы принять благословение от Всевышнего» (Сир. 50, 19-23).

Первое благословение рукой в Новом Завете преподал Сам Первосвященник Нового Завета — Господь наш Иисус Христос. Он благословлял пищу (Мф. 14, 15-19; Мк. 10, 13-36); при Вознесении на небо благословил апостолов (Лк. 24, 50). По примеру Пастыреначальника благословляли святые апостолы (1 Кор. 10, 16); стали благословлять и их преемники священнического служения — епископы и иереи, что совершается и в настоящее время.

Священнослужитель, благословляя, осеняет людей крестным знамением, а ведь Крестом совершалось наше спасение, Крест есть орудие и вечный символ нашего спасения. Следовательно, при священническом благословении мы снова и снова полагаемся под спасительную сень Креста Господня. Крестом побеждены все силы ада, и быть под сенью Креста есть великое благо для искупленного Христом человека. А при священническом благословении это благо и даруется.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.