Почитание Богородицы

Почитание БогородицыВся ветхозаветная история с ее последовательными избраниями «остатка», который должен был стать очередной ступенью на пути к пришествию Избавителя, начиная с избрания Сифа, Ноя, Сима и т.д., представляет собой путь к последнему и высочайшему избранию — избранию Пресвятой Девы. По Своей духовной и телесной чистоте Она была Единственной Девой, достойной стать Церковью и храмом Духа Святого. Ее избрание не было лишь внешним, механическим, навязанным свыше одной Божественной волей. Дева Мария могла отказаться от того призвания, о котором возвестил Ей Архангел Гавриил. Она одна могла послужить великой тайне Боговоплощения, но без Ее воли оно не было бы осуществлено. Как сложилась бы история спасения без этого добровольного согласия Пресвятой Девы Марии? Именно оно, в первую очередь, дает истинным христианам право прославлять Божию Матерь в хвалебных песнопениях, именуя Ее «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим».

Два тысячелетия прошло с тех пор, как Архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). Единственный раз в истории Дева родила Сына. Задолго до этого события пророки предсказали это: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына…» (Ис. 7, 14). «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44, 2). «Кого же как не Марию обозначают эти врата; они заперты потому что Она — Дева. Итак, врата обозначают Марию, через Которую Христос вошел в этот мир, явившись от девственного рождения и не повредив ключей девства» — так св. Амвросий Медиоланский выражает учение Церкви о Приснодевстве Марии.

 Елисавета, когда ее посетила Дева Мария, воскликнула по вдохновению Святого Духа: «…пришла Матерь Господа моего…» (Лк. 1, 43). Почтил Божию Матерь и Архангел Гавриил: «…радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами…» (Лк. 1, 28). О том, что Ее будут почитать, знала и Сама Богородица: «…величит душа МояГоспода, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать (прославлять) Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лк. 1, 46-50). Мы видим, что уже Архангел и Елисавета почитали и прославляли Богоматерь, как могут тогда христиане не делать этого?

Иногда возражают, что Сам Господь не почитал Своей Матери, т.к. сказал: «…кто Матерь Моя? и кто братья Мои? ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 2, 48-50). Данный стих утверждает, что близость к Богу основана главным образом на исполнении человеком воли Божией. А в большей мере волю Отца Небесного исполнила как раз Божия Матерь. Господь заботился о Ней даже на кресте (Ин. 19, 26): «Се, Матерь твоя!» — Спаситель поручает Своему ученику заботу о Матери, ибо у Нее больше не было других детей. Братьями же Господними названы дети не Марии, но или Иосифа или Клеопы, его брата (по свидетельству Евсевия (II век)). В первом случае: так как Иисуса называли сыном Иосифа, то и сыновей и дочерей Иосифа называли Его братьями и сестрами. (Мф. 13, 55-56; Мк. 3, 31-34; Лк. 8, 19-21; 1 Кор. 9, 50). Во втором случае: Мария Клеопова, жена Клеопы, — мать двоюродных братьев Иисуса (Мф. 27, 55-56). Божия Матерь называется «женой» не потому, что Она имела мужа, но в смысле «женщина» вообще, как и слово «муж», в смысле мужчина, обозначающее пол. (Деян.1, 10-16; 2, 14; 5, 35; 13, 15; 19, 35, 37; Пс.1, 1; Ин. 20, 13-15).

Православный христианин действительно почитает Богородицу, но он отнюдь не считает Ее равной Богу. Почитание — не обожествление. Например, «Бог заповедал: почитай отца и мать» (Мф. 15, 4). Православная Церковь использует молитву «Пресвятая Богородица, спаси нас!» В данном случае слово «спасение» имеет такой же смысл как в новозаветном отрывке: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7, 16)

Мы знаем, что Христос — единый Посредник, единый Ходатай перед Богом Кровию Своею за грехи всего мира, но за грехи отдельных людей может быть много ходатаев: Богородица, святые угодники, Ангелы и обычные верующие. За апостола Павла ходатайствовали коринфяне (2 Кор.1, 9-11). Апостол Павел говорит: "Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостию молитву (мою)» (Фил.1, 3-4). «Братия! Молитесь о нас» (1 Фес. 5, 25). «Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью» (2 Тим.1, 3).

Мы молимся Богородице, потому что Она имеет великое дерзновение перед Богом. Если Соломон, находясь на вершине своей славы, не отказал в просьбе своей матери (3 Цар. 2, 20), то тем более Сын Божий исполнит прошения и молитвы Той, Которая послужила великой тайне Боговоплощения так же, как Он исполнил Ее просьбу в Кане Галилейской.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.